Вправе ли ЗАО, в котором общим собранием акционеров в установленном порядке принято решение о добровольной реорганизации путем преобразования в ООО, если о принятом решении (начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации) было в установленном порядке сообщено в регистрирующий орган, принять (общим собранием акционеров) решение об отмене решения о добровольной реорганизации (вновь возникшее юридическое лицо не было зарегистрировано)?

Ответ: Закрытое акционерное общество, в котором общим собранием акционеров в установленном порядке принято решение о добровольной реорганизации путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью, если о принятом решении (начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации) было в установленном порядке сообщено в регистрирующий орган, вправе принять (общим собранием акционеров) решение об отмене решения о добровольной реорганизации (вновь возникшее юридическое лицо не было зарегистрировано).

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Пунктом 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Как указано в п. 2 ст. 59 ГК РФ, передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

На основании п. 1 ст. 60 ГК РФ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом N 208-ФЗ.

Пунктом 4 ст. 15 Закона N 208-ФЗ установлено, что общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

В силу п. 5 ст. 15 Закона N 208-ФЗ государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Пунктом 6 ст. 15 Закона N 208-ФЗ определено, что реорганизуемое общество после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации, соответствующее требованиям, установленным п. п. 6.1 и 6.2 настоящей статьи. В случае если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В случае реорганизации общества кредиторам предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Как указано в п. 1 ст. 20 Закона N 208-ФЗ, общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 20 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме преобразования общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме преобразования.

Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации (п. 3 ст. 20 Закона N 208-ФЗ).

Исходя из пп. 2 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров относится реорганизация общества.

Пунктом 2 ст. 49 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Законодательством не установлен запрет на отмену юридическим лицом (в частности, акционерным обществом) решения о добровольной реорганизации (до завершения процесса реорганизации). Следовательно, по смыслу п. 2 ст. 49 ГК РФ, а также поскольку предусмотрено право юридического лица на реорганизацию, юридическое лицо обладает правом и на отмену решения о реорганизации.

При этом то, что о начале реорганизации в установленном порядке сообщено в регистрирующий орган, не влияет на указанное право.

Судебная практика подтверждает вывод о том, что юридическое лицо обладает правом и на отмену решения о реорганизации.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 27.12.2010 N КГ-А40/14435-10 отметил, что неопределение Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденными Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, порядка внесения регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ об отмене ранее принятого решения о реорганизации юридического лица не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий, поскольку действующее законодательство не содержит запрета участникам (учредителям) юридического лица до завершения процесса реорганизации отменить ранее принятое решение о реорганизации юридического лица.

При этом нахождение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о юридическом лице нарушает права и законные интересы данного юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд указал, что в данном случае совершение соответствующих регистрационных действий возможно по аналогии с установленным порядком регистрации при принятии решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица.

Как отметил Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010, в настоящее время отсутствует форма заявления, утвержденная уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предусматривающая внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, касающихся отмены ранее принятого решения о реорганизации.

Как обоснованно отметил суд, само по себе отсутствие в установленной форме N Р14001 специального раздела, предусматривающего внесение сведений об отмене решения уполномоченного органа юридического лица о реорганизации, либо формы заявления, позволяющей заинтересованному лицу (заявителю) обратиться в регистрирующий орган с целью внесения соответствующих изменений, не может являться препятствием для реализации прав юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.

Гражданским законодательством не установлены препятствия для отмены ранее принятого решения о реорганизации юридического лица, иное противоречило бы принципу приобретения и осуществления гражданских прав участниками гражданских правоотношений своей волей и в своем интересе, установленному ст. 2 ГК РФ. Следовательно, не могут быть созданы и препятствия в сфере административно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров.

Когда реорганизация в форме слияния в любом случае направлена на прекращение деятельности реорганизуемого юридического лица, имеются основания полагать, что решение об отмене ранее принятого решения о реорганизации общества схоже по своей правовой природе с решением об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица, в связи с чем препятствий для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений на основании заявления организации у регистрирующего органа не имелось.

Судом первой инстанции правильно установлено, что незаконное решение об отказе во внесении в ЕГРЮЛ сведений об отмене ранее принятого решения о реорганизации безусловно нарушает права данного лица в сфере предпринимательской деятельности.

Неотражение в государственном реестре информации о прекращении реорганизации юридического лица, решение о котором принято уполномоченным органом юридического лица, приводит к недостоверности данных государственного реестра, что также нарушает права заявителя.

Приведенные позиции судов правомерно применять и в отношении рассматриваемой ситуации (когда происходит отмена решения общего собрания акционеров ЗАО о реорганизации в ООО путем преобразования) в том смысле, что юридическое лицо имеет право отменить решение о реорганизации до ее завершения.

В. В.Половинка

Минфин России

05.07.2011