О применении НДС в отношении услуг, оказываемых белорусским государственным органом российской организации, по экспертному обследованию возможностей завода по изготовлению насосного оборудования, расположенного на территории РФ, и по проведению экспертной оценки качества оборудования, изготавливаемого на данном заводе, с целью выдачи разрешения на изготовление оборудования, соответствующего требованиям нормативных технических правовых актов и правил безопасности, действующих на территории Республики Беларусь

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 июля 2011 г. N 03-07-13/1-21

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых организации белорусским государственным органом, и сообщает.

Как следует из письма, белорусским государственным органом оказываются услуги российской организации по экспертному обследованию возможностей завода по изготовлению насосного оборудования, расположенного на территории Российской Федерации, и по проведению экспертной оценки качества оборудования, изготавливаемого на данном заводе, с целью выдачи разрешения на изготовление оборудования, соответствующего требованиям нормативных технических правовых актов и правил безопасности, действующих на территории Республики Беларусь.

В этой связи следует отметить, что применение налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

На основании положений ст. ст. 1, 2 и 3 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, к которому в том числе относятся предприятия как имущественные комплексы, признается территория государства - члена Таможенного союза, на которой находится недвижимое имущество. В связи с этим местом реализации услуг по экспертному обследованию возможностей завода по изготовлению насосного оборудования, расположенного на территории Российской Федерации, оказываемых белорусским государственным органом, признается территория Российской Федерации и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

Статьей 5 Протокола предусмотрено, что в случае если налогоплательщиком оказывается несколько видов услуг, порядок налогообложения которых регулируется Протоколом, и реализация одних услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других услуг, то местом реализации вспомогательных услуг признается место реализации основных услуг.

Услуги по проведению экспертной оценки качества оборудования, изготавливаемого на указанном заводе, оказываемые указанной белорусской организацией, по нашему мнению, следует рассматривать для целей налога на добавленную стоимость как вспомогательные услуги по отношению к вышеуказанным основным услугам, и, соответственно, операции по реализации таких вспомогательных услуг подлежат налогообложению в том же порядке, что и основные услуги.

В соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у белорусского государственного органа вышеназванные услуги, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

04.07.2011