Организация заключила со специализированной организацией-перевозчиком, осуществляющей перевозки грузов на внутреннем водном транспорте, договор перевозки груза. Грузоотправитель считает, что масса груза, перевозимого наливом, может быть определена только на основании замеров береговых резервуаров. Есть ли основания для признания правомерной данной точки зрения?
Ответ: Точка зрения грузоотправителя - организации, заключившей договор перевозки груза со специализированной организацией-перевозчиком, осуществляющим перевозки грузов на внутреннем водном транспорте, о том, что масса груза, перевозимого наливом, может быть определена только на основании замеров береговых резервуаров, неправомерна.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу п. 1 ст. 80 КВВТ РФ перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза в порту назначения проверяется тем же способом, что и в порту отправления.
Согласно п. 3 ст. 80 КВВТ РФ масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов. Нормы естественной убыли массы грузов при перевозке грузов устанавливаются правилами перевозок грузов.
Как указано в п. 3 ст. 70 КВВТ РФ, масса грузов, перевозимых наливом, определяется грузоотправителем в соответствии с замерами береговых резервуаров, для которых имеются утвержденные в установленном порядке калибровочные таблицы, а также на основании показаний счетчиков или замеров грузовых емкостей судов. В случаях если такие грузы перевозятся с перегрузкой в пути с судна на судно или на одном судне в адрес нескольких грузополучателей, масса грузов определяется грузоотправителем с участием перевозчика.
Указанной нормой права определен двусторонний порядок учета груза (замеры по береговым резервуарам и на основании счетчиков или замеров грузовых емкостей судов). Следовательно, массу груза, перевозимого наливом, определять только на основании замеров береговых резервуаров неправомерно.
Такой вывод подтверждается и судебной практикой.
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.04.2011 N А58-4336/10 признал довод о том, что груз должен быть отписан только по замерам береговых резервуаров, противоречащим требованиям п. 3 ст. 70 КВВТ РФ.
В Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 N А58-4336/2010 (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2011 по делу N А58-4336/10 данное Постановление оставлено без изменения) указано, что проведение береговых замеров массы груза не исключает проведение судовых замеров. В спорном случае масса груза при его погрузке и при разгрузке определялась одновременно как по береговым замерам, так и по судовым замерам, то есть масса груза в порту назначения проверялась теми же способами, что и в порту отправления, и соответствующее требование ст. 80 КВВТ РФ соблюдено. При этом судовые замеры массы груза в порту отправления и в порту назначения соответствуют друг другу (с учетом нормы естественной убыли), тогда как береговые замеры в значительной мере не соответствуют друг другу и не соответствуют судовым замерам в порту отправления и в порту назначения.
А. В.Сергомасова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
03.07.2011