О порядке создания туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых природных территорий

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июля 2011 г. N ОГ-Д23-250

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по разъяснению порядка перевода земель сельскохозяйственного назначения (пастбищ) в земли туристско-рекреационного назначения и сообщает следующее.

Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Таким образом, такой категории земель, как земли туристско-рекреационного назначения, не существует.

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон об особых экономических зонах) определяет, что на территории Российской Федерации могут создаваться туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Статья 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" устанавливает, что перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

Следовательно, на момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков (п. 3.1 ст. 5 Закона об особых экономических зонах).

Также следует отметить, что туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации (пп. 2.1 ст. 4 Закона об особых экономических зонах). Согласно п. 1 ст. 5 Закона об особых экономических зонах особые экономические зоны, за исключением портовых особых экономических зон, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.

В случае если Вы не преследуете цели создания туристско-рекреационной особой экономической зоны, то земельный участок можно перевести из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В случае соответствия представленного ходатайства и материалов к нему указанной норме перевод земельного участка в земли особо охраняемых территорий преследует цель создания ООПТ, соответственно, перевод может быть осуществлен.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

01.07.2011