Управлением внутренних дел (далее - управление) организации выданы лицензия на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности и разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему. В ходе проведения управлением проверочных мероприятий организацией не обеспечен доступ должностных лиц управления к месту хранения оружия, специальных средств и служебной документации, отражающей учет и использование оружия и специальных средств. В связи с этим управлением издано распоряжение о приостановлении действия лицензии организации на частную охранную деятельность. Организация считает, что осуществленная управлением проверка не являлась действием, связанным с осуществлением проверки соблюдения лицензионных требований. Правомерно ли в представленном случае распоряжение управления о приостановлении действия лицензии организации?
Ответ: В представленном случае распоряжение управления о приостановлении действия лицензии организации на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности является правомерным в силу того, что организацией допущено грубое нарушение осуществления частной охранной деятельности, предусмотренное ч. 9 ст. 11.5 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), выразившееся в необеспечении доступа должностных лиц управления в ходе проведения ими проверочных мероприятий в места хранения оружия. Указанная проверка фактически являлась действиями, связанными с проверкой соблюдения организацией одного из лицензионных требований.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N 2487-1 контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1.1 Закона N 2487-1, а также в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В силу пп. "д" п. 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1, являются: при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 09.10.2013 N А36-6378/2012 относительно аналогичной ситуации указал, что осуществляемые сотрудниками МВД России действия, целью которых явились контроль за оборотом оружия и проверка места хранения оружия и служебной документации, отражающей учет и использование оружия в организации, фактически являлись действиями, связанными с осуществлением проверки соблюдения обществом одного из лицензионных требований, предусмотренных пп. "д" п. 3 указанного Положения.
Согласно ч. 1 ст. 11.5 Закона N 2487-1 органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в ч. 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 9 ст. 11.5 Закона N 2487-1 грубым нарушением осуществления частной охранной деятельности считается необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 20 Закона N 2487-1, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу.
Основываясь на вышеизложенном, считаем, что в представленном случае распоряжение управления о приостановлении действия лицензии организации на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности является правомерным в силу того, что организацией допущено грубое нарушение осуществления частной охранной деятельности, предусмотренное ч. 9 ст. 11.5 Закона N 2487-1, выразившееся в необеспечении доступа должностных лиц управления в ходе проведения ими проверочных мероприятий, в места хранения оружия. Указанная проверка фактически являлась действиями, связанными с проверкой соблюдения организацией одного из лицензионных требований.
Ю. Ю.Терехина
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
06.03.2014