Организация обратилась в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. По результатам рассмотрения заявления лицензирующий орган сообщил организации о ее соответствии требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, однако указал, что оформление лицензии возможно лишь после утверждения Правительством Российской Федерации положения о конкретных испрашиваемых организацией видах деятельности. Организация считает неправомерным бездействие лицензирующего органа, указывает, что ею был представлен полный пакет документов для оформления лицензии. Правомерно ли в представленном случае бездействие лицензирующего органа?
Ответ: В рассматриваемом случае является неправомерным бездействие лицензирующего органа, выраженное в непринятии решения об оформлении или отказе в оформлении лицензии, при условии установленного соответствия организации лицензионным требованиям. Каких-либо изъятий или исключений из императивной нормы п. 27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) не предусмотрено. Лицензированию подлежит вся погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Обоснование: В силу п. 27 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 Закона N 99-ФЗ в случаях, предусмотренных ч. 8 и 9 настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.
В рассматриваемом случае организация представила в лицензирующий орган полный пакет документов для оформления лицензии.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном ст. 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
В свою очередь, ч. 7 ст. 14 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в предоставлении лицензии являются: наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Таким образом, согласно ч. 7 ст. 14 Закона N 99-ФЗ в рассматриваемом случае у лицензирующего органа отсутствуют основания для отказа в оформлении указанной лицензии для организации. Лицензирующий орган сообщил организации о соответствии последней лицензионным требованиям. Бездействие лицензирующего органа выражено в непринятии решения о выдаче лицензии либо отказе по основаниям, установленным Законом N 99-ФЗ.
В Постановлении ФАС Московского округа от 29.01.2013 N А40-76202/12-21-728 суд относительно аналогичной ситуации указал следующее: апелляционный суд обоснованно признал бездействие Ространснадзора по невыдаче в установленные законом сроки лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не соответствующим действующему законодательству. Что же касается доводов заявителя кассационной жалобы (Ространснадзора) относительно неясности применения действующего законодательства, то они не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку каких-либо изъятий или исключений из императивной нормы п. 27 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ не предусмотрено. Следовательно, как правильно указано апелляционным судом, лицензированию подлежит вся погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Таким образом, считаем, что в представленном случае является неправомерным бездействие лицензирующего органа, выраженное в непринятии решения об оформлении или отказе в оформлении лицензии, при условии установленного соответствия организации лицензионным требованиям. Довод лицензирующего органа о том, что оформление лицензии возможно лишь после утверждения Правительством Российской Федерации положения о конкретных испрашиваемых организацией видах деятельности, является несостоятельным, поскольку каких-либо изъятий или исключений из императивной нормы п. 27 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ не предусмотрено. Лицензированию подлежит вся погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Указанный вывод подтверждается также Постановлением ФАС Московского округа от 21.01.2013 N А40-65270/12-93-645.
А. А.Филонов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
06.03.2014