Вправе ли организация, не подавшая заявку на участие в предварительном отборе для включения в перечень поставщиков услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, до рассмотрения заявок обжаловать действия заказчика по невключению в размещенное на официальном сайте извещение о проведении предварительного отбора сведений, предусмотренных законодательством (отсутствует предмет контракта)?
Ответ: Организация вправе обжаловать действия заказчика, так как предварительный отбор для целей, предусмотренных гл. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), является одной из процедур размещения заказа, которая на основании ст. 57 Закона N 94-ФЗ может быть обжалована любым участником размещения заказа.
Обоснование: В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 49 Закона N 94-ФЗ в извещении о проведении предварительного отбора в том числе должны быть указаны предмет контракта, краткие характеристики товаров, работ, услуг, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом такого контракта.
Разделом II Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191, предусмотрены сведения, относящиеся к предмету контракта.
В соответствии с ч. 7 ст. 52 Закона N 94-ФЗ решение котировочной комиссии об отказе во включении участника размещения заказа в перечень поставщиков может быть обжаловано таким участником в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ.
Иных случаев для обжалования гл. 5 Закона N 94-ФЗ не предусмотрено.
Однако считаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Согласно ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ жалоба на положение конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок.
При этом на основании ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Как следует из гл. 5 Закона N 94-ФЗ, по результатам проведения предварительного отбора производится размещение заказа.
На основании ст. 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Следовательно, под размещением заказа понимаются действия, направленные на определение поставщиков для заключения контракта (договора).
На основании ст. 48 Закона N 94-ФЗ по результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок.
Следовательно, предварительный отбор для целей, предусмотренных гл. 5 Закона N 94-ФЗ, является одной из процедур размещения заказа, которая на основании ст. 57 Закона N 94-ФЗ может быть обжалована любым участником размещения заказа.
Из Письма ФАС России от 21.03.2011 N ИА/9694 следует, что информация о размещаемом заказе, предоставленная на официальном сайте в сети Интернет, нарушающая нормы Закона N 94-ФЗ, может быть обжалована в установленном законом порядке любым лицом.
Учитывая изложенное, организация в рассматриваемом случае вправе обжаловать действия заказчика.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
27.06.2011