Вправе ли организация, не подавшая заявку на участие в конкурсе на право заключения муниципального контракта, обжаловать положения конкурсной документации, установленные заказчиком, до даты начала рассмотрения заявок?
Ответ: ФАС России отмечает, что системный анализ норм законодательства о госзакупках позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им торгов. Общие требования законодательства позволяют организации, не подавшей заявку на участие в конкурсе на право заключения муниципального контракта, обжаловать положения конкурсной документации, установленные заказчиком, до даты начала рассмотрения заявок.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном указанной главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Обращаем внимание, что в действующей редакции ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") не содержится условия о том, что участником является лицо, претендующее на заключение контракта.
Как показывает арбитражная практика, суды, руководствуясь указанным условием, зачастую отказывали лицам, не подавшим соответствующие заявки на участие в торгах, в праве на обжалование действий заказчика (см. Постановления ФАС Московского округа от 23.03.2011 N КА-А40/1970-11 по делу N А40-79764/10-119-441, ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2011 по делу N А44-3036/2010, ФАС Уральского округа от 17.02.2010 N Ф09-580/10-С1 по делу N А50-13253/2009).
Однако существуют и противоположные решения судов. К примеру, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.12.2010 по делу N А79-13739/2009 отметил: в ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ закреплено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие), в частности, заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Содержащееся в ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ правило о том, что обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе (аукционе либо котировочную заявку), распространяется лишь на случай, когда обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, аукционе либо после начала рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Обращаем внимание на то, что аналогичная позиция содержится в Письме ФАС России от 21.03.2011 N ИА/9694.
ФАС России, в частности, отмечает: в соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ действия (бездействие), совершенные после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, могут быть обжалованы только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку.
Таким образом, системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им торгов.
Часть 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрение которой предусмотрено гл. 8 Закона N 94-ФЗ, - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника размещения заказа.
Часть 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ устанавливает специальное правило для подачи в порядке гл. 8 Закона N 94-ФЗ жалобы на действия (бездействие) заказчика, совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, - наличие поданной заявки на участие в аукционе лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, положения документации об аукционе, информация о размещаемом заказе на официальном сайте в сети Интернет, порядок направления участнику размещения заказа разъяснений положений документации, порядок представления документации, нарушающие нормы Закона N 94-ФЗ, могут быть обжалованы в установленном законом порядке любым лицом.
Учитывая разъяснения ФАС России, а также вступившие в силу изменения, внесенные в ст. 8 Закона N 94-ФЗ, полагаем, что организация, не подавшая заявку на участие в конкурсе на право заключения муниципального контракта, вправе обжаловать положения конкурсной документации, установленные заказчиком, до даты начала рассмотрения заявок.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
27.06.2011