Организация несвоевременно исполнила свою обязанность по уплате страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Страховые взносы были уплачены путем предъявления в банк платежного поручения на уплату страховых взносов

Орган по контролю за уплатой страховых взносов направил организации требование, в котором предложил организации уплатить пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов. При этом согласно указанному требованию в период начисления пеней включен день погашения задолженности по страховым взносам.

Организация полагает, что непосредственный день погашения задолженности (а именно когда организация предъявила платежное поручение на уплату страховых взносов в банк) не должен приниматься во внимание при расчете пеней.

Должен ли день погашения задолженности включаться в период начисления пеней?

Ответ: Вопрос о том, включается ли непосредственный день погашения задолженности (а именно когда организация предъявила платежное поручение на уплату страховых взносов в банк) в расчет для уплаты пеней, законодательством РФ прямо не урегулирован. Кроме этого, ввиду отсутствия к настоящему времени позиции официальных органов по данному вопросу, не представляется возможным определить, какой практики будут придерживаться органы по контролю за уплатой страховых взносов. Вместе с этим, если аналогичные споры будут рассматриваться в судебном порядке, суды могут прийти к выводу, что день погашения задолженности не включается в период для начисления пеней (учитывая, например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2011 N А66-9837/2010).

Обоснование: Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) определены плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в частности, к плательщикам отнесены организации).

В ст. 3 Закона N 212-ФЗ определены органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен ст. 15 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная ст. 25 Закона N 212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов, - ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ.

Заметим, что в силу ч. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов (если иное не предусмотрено ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ), в частности, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Следовательно, день, когда организация предъявила в банк платежное поручение на перечисление страховых взносов, считается днем исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Из этого усматривается, что день, считающийся днем исполнения обязанности по уплате страховых взносов, не должен расцениваться как день просрочки исполнения обязанности по уплате взносов. Поскольку в силу ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, день исполнения обязанности, по нашему мнению, не должен учитываться при расчете пеней.

При этом полагаем, что такой подход к данному вопросу является достаточно спорным. Так, например, в силу ч. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

На практике может сложиться ситуация, когда плательщик страховых взносов свою обязанность по уплате страховых взносов в срок, установленный ч. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, своевременно не исполнит (например, предъявит платежное поручение в банк с опозданием на один день - 16-го числа месяца). В таком случае, если принимать позицию о том, что пени за день предъявления в банк платежного поручения не начисляются, будет получаться, что за один день просрочки исполнения обязательства пени не должны начисляться.

Вместе с этим по данному вопросу может быть высказано и иное мнение. Так, в силу ч. 2 ст. 4 Закона N 212-ФЗ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

В рассматриваемом случае наступлением события (совершением действия) является предъявление в банк платежного поручения. В связи с этим, учитывая положения ч. 2 ст. 4 Закона N 212-ФЗ, обязанность по уплате страховых взносов может считаться исполненной только на следующий день после даты исполнения организации обязанности по уплате страховых взносов (т. е. на следующий день после предъявления в банк платежного поручения).

Если применять такой подход, то фактический день предъявления в банк платежного поручения должен приниматься во внимание при расчете соответствующих пеней в соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ.

При этом заметим, что к настоящему времени позиция официальных органов по данному вопросу отсутствует. В связи с этим не представляется возможным предположить, какого порядка расчета пеней будут придерживаться органы по контролю за уплатой страховых взносов.

При этом обращаем внимание на то, что, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 10.05.2011 N А66-9837/2010 пришел к выводу, что обязанность по уплате страхового взноса признается исполненной в день представления страхователем платежного поручения в банк на уплату соответствующей суммы страхового взноса, а не со следующего дня после представления такого поручения. Поэтому день фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени. В данном Постановлении суд пришел к выводу, что Пенсионный фонд РФ не имел оснований для включения в период начисления пеней дня фактической уплаты страховых взносов.

К аналогичному выводу приходили суды, руководствуясь нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 212-ФЗ.

Так, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2007 N 17АП-8911/2007-АК (Постановлением ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1036/08-С1 данное Постановление было оставлено без изменения) указано, что по п. 1 ст. 26 Закона N 167-ФЗ пени начисляются за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов. Согласно п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Из приведенной нормы следует, что день перечисления задолженности по страховым взносам не должен включаться в расчет пеней.

Из положений Закона N 167-ФЗ не следует, что пени исчисляются до момента поступления обязательных платежей в бюджет. Между тем исходя из природы обеспечения исполнения обязательств следует, что начисление пеней прекращается исполнением соответствующей обязанности. Момент исполнения обязанности по уплате страховых взносов в Законе N 167-ФЗ не определен, так как имеющееся в ст. 24 Закона N 167-ФЗ понятие "поступление страховых взносов" не может быть отождествлено с понятием "исполнение обязанности по уплате", в связи с чем в силу ст. 2 Закона N 167-ФЗ в данном случае следует применять положения ст. 45 НК РФ.

Однако применительно к налоговым правоотношениям для примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.02.2011 N А27-8986/2010. В схожей ситуации суд согласился с доводами налогового органа о том, что пени прекращают начисляться в день, следующий за днем фактической уплаты задолженности по налогу.

Учитывая изложенное, при возникновении споров по рассматриваемому вопросу свою позицию о том, что в расчете пеней фактический день уплаты задолженности не участвует, по-видимому, придется отстаивать в суде. При этом следует иметь в виду, что судебная практика по данному вопросу к настоящему времени не сложилась.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

25.06.2011