Формы участия субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях

(Погорелец О. О.)

("Юрист", 2006, N 1)

Текст документа

ФОРМЫ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

О. О. ПОГОРЕЛЕЦ

Погорелец О. О., аспирантка Тверского государственного университета, кафедра гражданского права, ведущий специалист юридического отдела Комитета по управлению имуществом Тверской области.

Субъект Российской Федерации, чтобы стать участником того или иного гражданского правоотношения, должен реализовать свою правосубъектность, основными элементами которой являются правоспособность, дееспособность и конкретные права и обязанности. В силу правоспособности субъект Российской Федерации имеет возможность приобретать права и обязанности. Дееспособность субъекта Российской Федерации связана со способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Субъект Российской Федерации может участвовать в гражданских правоотношениях как опосредованно (через специально созданные им для этой цели государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим гражданским законодательством), так и непосредственно.

Опосредованное участие субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях достигается путем вступления в гражданские правоотношения созданных субъектом Российской Федерации юридических лиц, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для субъекта Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации может создавать государственные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником (в нашем случае субъектом Российской Федерации) учреждения. Эти лица, совершая те или иные действия от своего имени, тем не менее обременяют имущество субъекта Российской Федерации, а значит, косвенно - и сам субъект Российской Федерации. Действие государственных юридических лиц так или иначе сказывается на субъекте Российской Федерации, поэтому считается, что субъект через них участвует в гражданских правоотношениях.

Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и создаваемого им юридического лица (п. 3 ст. 56 ГК РФ), однако у этого принципа есть немало исключений (например, п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК РФ), связанных в основном с субъектом Российской Федерации. Именно субъект Российской Федерации в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц. Субъект Российской Федерации продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени.

Непосредственное участие субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях осуществляется путем вступления в гражданский оборот органов государственной власти, действующих не как обособленные юридические лица, а как особые представители субъекта Российской Федерации. По мнению профессора Ю. К. Толстого, возможно, что субъект Российской Федерации будет представлен органом, который является одновременно и юридическим лицом. Однако это последнее качество не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет субъект Российской Федерации в целом и обязывает именно его. Главное, что этот орган действует от имени субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ). К числу таких актов относятся конституции, уставы субъектов Российской Федерации (например, Устав Тверской области) и принятые в их развитие законы и подзаконные акты.

Компетенция - это категория публичного права, это возможность совершать акты публичной власти. Но применительно к участию субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях она приобретает и гражданско-правовое воздействие. Оно состоит в том, что орган субъекта Российской Федерации приобретает правомочие совершать гражданско-правовой акт - и тот будет признан актом самого субъекта Российской Федерации. Чтобы совершить этот акт, не нужно обладать гражданской правосубъектностью, поскольку его совершает сам субъект Российской Федерации. Таким образом, данный акт непосредственно вытекает из публично-правовой компетенции. Здесь нет гражданско-правового представительства.

Таким образом, отношения между субъектом Российской Федерации и государственным органом не могут квалифицироваться как отношения представительства в смысле ст. 182 ГК РФ, согласно которой сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает права и обязанности представляемого. Гражданской правоспособностью обладает только субъект Российской Федерации, в связи с чем можно говорить о наличии представляемого, но не представителя, так как государственные органы не являются субъектами гражданского права.

В результате действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти. От имени публично-правовых образований по их специальным поручениям могут выступать различные государственные органы и органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК). Но в этом случае речь идет о гражданско-правовых отношениях представительства, в которых перечисленные субъекты выполняют функции представителей, а не органов публичной власти.

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответствующего государственного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (например, Департамент финансов Тверской области).

Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных предприятий, в том числе наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляются министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным имуществом.

На территории Тверской области данным органом является Комитет по управлению имуществом Тверской области, действующий на основании Постановления Губернатора Тверской области от 1 ноября 2000 г. N 478.

Фонды государственного имущества выступают в качестве продавцов в сделках приватизации, а также являются учредителями хозяйственных обществ и товариществ с государственным (или иным публично-правовым) участием, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий.

Что касается круга органов, действующих от имени субъекта Российской Федерации, то нужно сказать, что ГК РФ никак его не ограничивает. Достаточно, чтобы орган имел компетенцию действовать от имени субъекта Российской Федерации. Никакого перечня таких органов не существует. В то же время в литературе широко представлена точка зрения, опирающаяся на взгляды советских времен, которая сужает круг органов, могущих действовать от имени государства. В основном к ним относят органы, признанные юридическими лицами и "обслуживающие" иные государственные органы. Однако освобождение субъекта Российской Федерации от обязанностей, приобретенных для него в соответствии с решениями органов, не признанных юридическими лицами, противоречило бы принципу равного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

Название документа