Вправе ли работодатель засчитывать в страховой стаж периоды работы, указанные в трудовой книжке, если при внесении таких записей был нарушен порядок ведения трудовых книжек, а именно использованы сокращения: "п.", "ст.", "Пр."?

Ответ: По нашему мнению, работодатель вправе засчитывать в страховой стаж периоды работы, указанные в трудовой книжке, даже если при их внесении использованы сокращения: "п.", "ст.", "Пр.".

Обоснование: В соответствии с ч. 3 ст. 66 Трудового кодекса РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) обязан вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.

Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила).

При заполнении трудовых книжек также следует руководствоваться Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.

Согласно п. 10 Правил записи о выполняемой работе вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Все записи в трудовой книжке производятся без каких-либо сокращений и имеют в пределах соответствующего раздела свой порядковый номер (п. 11 Правил). В случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку (п. 27 Правил). Исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п. 29 Правил). В разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе, зачеркивание неточных или неправильных записей не допускается. Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей (п. 30 Правил).

Пунктом 24 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила подсчета страхового стажа), определено, что записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку. Однако при применении положений данного пункта необходимо учитывать также и положения других пунктов этих Правил.

В частности, согласно п. 8 Правил подсчета страхового стажа основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При ее отсутствии, а также в случае, когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из приведенных норм следует, что сам факт внесения некорректных записей в трудовую книжку не влечет безусловного отказа во включении соответствующего периода в страховой стаж, поскольку работа в данном периоде может быть доказана и другими документами.

Даже в том случае, если работник не сможет представить перечисленные документы, представляется, что оснований утверждать, что в трудовой книжке отсутствуют сведения о трудовом стаже, учитываемом при исчислении страхового стажа, нет. Формальное толкование п. 24 Правил подсчета страхового стажа в рассматриваемом случае может быть расценено как злоупотребление правом.

Следует отметить, что исправление указанных записей должно производиться в порядке, предусмотренном Правилами.

На основании п. 27 Правил в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь.

В силу п. 28 Правил, если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации - работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.

Если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена в установленном порядке, исправление производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.

Как видим, даже при неправильных записях работник имеет право на включение соответствующего периода в страховой стаж, однако данные неправильные записи должны быть исправлены, а неисполнение данной обязанности влечет для работодателей ответственность, предусмотренную законодательством (п. 45 Правил). Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает такой состав, как нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27).

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

24.06.2011