Доверительное управление акциями
(Буркова А. Ю.) ("Юрист", 2006, N 1) Текст документаДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АКЦИЯМИ
А. Ю. БУРКОВА
Буркова А. Ю., кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права РАН.
Доверительное управление является сравнительно новым институтом в гражданском праве. В число объектов, которые можно передавать в доверительное управление, входят акции <*>. -------------------------------- <*> Статья 1013 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящей статье мы хотели бы обсудить некоторые избранные вопросы, связанные с созданием доверительного управления акциями, ответы на которые могут помочь юристам при заключении ими договора доверительного управления акциями.
Существенные условия договора
Российское законодательство дает достаточно обширный перечень условий, которые должны быть включены в договор доверительного управления акций. Так, в таком договоре должны быть указаны: - состав имущества, передаваемого в доверительное управление; - наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя); - размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором; - срок действия договора, который не может превышать пяти лет <*>; -------------------------------- <*> Статья 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами учредителя <*>. -------------------------------- <*> Статья 1025 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При невключении этих условий в договор договор доверительного управления будет считаться незаключенным.
Объем передаваемых прав по акциям
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Закон о рынке ценных бумаг) акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую следующие права ее владельца (акционера): - право на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, - право на участие в управлении акционерным обществом (право на голосование на общем собрании акционеров) и - право на часть имущества, остающегося после его ликвидации. В связи с этим определением возникает вопрос, должны ли передаваться в доверительное управление обязательно права голоса и права получения дивидендов или можно не передавать доверительному управляющему право голоса на общем собрании или право получения дивидендов. К решению этого вопроса существует несколько подходов.
Все права по акциям должны передаваться вместе
Часть исследователей считает, что все права на акции должны передаваться вместе и передача только части таких прав невозможна. Данная позиция основывается на положениях ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой "с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности". Данной позиции, например, придерживается О. Н. Садиков <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ <*> Садиков О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: Контракт, ИНФРА-М, 1999.
Однако, принимая такую позицию, возникает следующий вопрос, может ли доверительный управляющий включать в управляемую массу полученные дивиденды по акциям или нет. С одной стороны, в соответствии со ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг в доверительное управление передаются: - ценные бумаги; - денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги; - денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе управления ценными бумагами. Таким образом, из Закона о рынке ценных бумаг как будто бы следует, что доверительный управляющий может включать полученные дивиденды в управляемую массу. Однако если обратиться к Постановлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 октября 1997 г. N 37 "Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги", то эта позиция оказывается не так однозначна, так как в соответствии с п. 1.2 вышеуказанного Постановления только кредитные организации могут осуществлять доверительное управление денежными средствами. Хотя юридическая сила Постановления до конца не понятна, надо эту коллизию учитывать при включении или невключении дивидендов в управляемую массу.
Можно передавать часть прав по акциям
Основанием этой позиции являются ст. 1020 и 1025 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами могут быть ограничены договором доверительного управления. С. Р. Гладких отмечал, что "если иное не установлено в договоре, то по общему правилу доверительный управляющий, принявший в свое управление ценные бумаги, осуществляет в отношении их все правомочия собственника, в том числе: самостоятельно и от своего имени осуществляет все права, удостоверенные находящимися в его владении ценными бумагами (право на получение дивидендов по акциям и дохода по облигациям, личные неимущественные права акционера акционерного общества, право на истребование платежа в погашение ценной бумаги и т. д.); самостоятельно и от своего имени осуществляет все права в отношении находящихся в его владении ценных бумаг (право на отчуждение, передачу в залог, совершение с ценными бумагами любых иных сделок или фактических действий)" <*>. Таким образом, указано, что права доверительного управляющего осуществлять определенные права по ценным бумагам могут быть ограничены. -------------------------------- <*> Гладких С. Р. Доверительное управление эмиссионными ценными бумагами // Право и экономика. 2003. N 8.
В соответствии с комментариями Л. Михеевой "для договора доверительного управления ценными бумагами требуется еще одно существенное условие, помимо условий, необходимых по общему правилу: указание на правомочия управляющего. Итак, перечень правомочий должен быть указан в договоре (абз. 2 ст. 1025 ГК). Такое требование обоснованно, поскольку именно при управлении ценными бумагами действия управляющего не могут быть четко определены только законом" <*>. Из этого высказывания также можно сделать вывод, что права на акции могут быть ограничены. -------------------------------- <*> Михеева Л. Ценные бумаги и денежные средства как объекты доверительного управления // Хозяйство и право. 1998. N 9.
Для третьих лиц передаются все права на акции; во внутренних отношениях сторон могут быть установлены ограничения
Данная позиция основывается на симбиозе двух вышерассмотренных нами позиций. Этот симбиоз был предложен З. Э. Беневоленской <*>. В своей книге "Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства" З. Э. Беневоленская отмечала, что "возникает вопрос о том, может ли управляющий быть ограничен по договору доверительного управления в осуществлении тех или иных прав, следующих из бумаги. Право голосования на общем собрании акционеров, на получение дивидендов и ликвидационной квоты управляющий получает в совокупности вместе с получением акции, несмотря на то, что он только осуществляет эти права за счет собственника, не являясь на самом деле собственником бумаг. Коммерческий оборот в данном случае индифферентен к внутреннему отношению учредителя с управляющим, ибо исходит из соображений о благе участников коммерческого оборота в первую очередь. Отсюда в договоре с доверительным управляющим учредитель может предусмотреть ограничение прав доверительного управляющего в гражданском обороте, но для всех третьих лиц управляющий будет выступать полноценным добросовестным владельцем бумаги, наделенным всеми правами по бумаге в совокупности". -------------------------------- <*> Беневоленская З. Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Серия "Библиотека профессионала". М.: Волтерс Клувер, 2005.
Данная позиция согласуется с положениями ст. 1022 Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности доверительного управляющего. В соответствии с этой статьей обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, о которых третьи лица знали или должны были знать, несет доверительный управляющий лично. Если же участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению за счет имущества, переданного в управление, и лишь в случае его недостаточности за счет имущества доверительного управляющего. То есть эти положения Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют, что все права на акции передаются в совокупности и все обязательства доверительного управляющего должны удовлетворяться из стоимости переданного в управление имущества, если только третьи лица не знали или должны были знать об ограничениях действий доверительного управляющего. Вопрос же о превышении полномочий доверительного управляющего по сравнению с полномочиями, которые были закреплены в договоре доверительного управления, должен решаться только между учредителем и доверительным управляющим и ни в коей степени не затрагивать интересы третьих лиц.
Получение разрешения и выполнение формальностей по передаче акций в доверительное управление
Передача акций в доверительное управление требует осуществления определенных формальностей и получения необходимых разрешений. Такие формальности включают получение лицензии на доверительное управление, разрешения Банка России, антимонопольного разрешения, корпоративные одобрения и регистрацию перехода акций в реестре акционеров.
Получение лицензии на доверительное управление
Доверительное управление ценными бумагами относится Законом о рынке ценных бумаг к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг <*>. В связи с этим все лица, желающие действовать в качестве доверительного управляющего акциями, обязаны получать лицензию на управление ценными бумагами от Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) <**>. -------------------------------- <*> Статья 5 Закона о рынке ценных бумаг. <**> Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-3/пз-н "Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг".
У кредитных организаций в России был всегда немного иной статус и регулирование, чем у других организаций. Этот статус раньше выражался в том, что банковская лицензия позволяла банкам достаточно широкий круг деятельности без необходимости получения дополнительной лицензии. Так, например, до 1996 г. на основании банковской лицензии банки могли осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Однако с принятием Закона о рынке ценных бумаг ситуация поменялась. В соответствии со ст. 52 Закона о рынке ценных бумаг "кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии на осуществление банковских операций в течение одного года со дня вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе продлить указанный срок до двух лет". То есть на настоящий момент кредитные организации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законами для профессиональных участников рынка ценных бумаг <*>. -------------------------------- <*> Статья 39 Закона о рынке ценных бумаг и ст. 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности".
Получение антимонопольного разрешения
Основания антимонопольного контроля над операциями доверительного управления установлены в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с этим Законом получение прав на акции на основании договоров доверительного управления рассматривается как одна из разновидностей приобретения акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ <*>. -------------------------------- <*> Статья 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
По ст. 18 Закона антимонопольное регулирование осуществляется, если лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций или при приобретении лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа. При этом антимонопольный контроль осуществляется, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных выше, превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. Закон не дает разъяснения, что означает право распоряжения акциями. Однако такие разъяснения были включены в Приказ МАП Российской Федерации от 13 августа 1999 г. N 276 "Об утверждении Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В соответствии с п. 3.1.1 этого Приказа право распоряжаться - это получение возможности осуществления воплощенных в этих акциях прав голоса. В случае если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных выше, превышает 2 миллиона, но меньше 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то антимонопольный орган подлежит последующему уведомлению в течение 45 дней с момента совершения сделки. Если суммарная стоимость таких активов составляет менее 2 миллионов минимальных размеров оплаты труда, то такая сделка не контролируется антимонопольными органами. Похожие положения также установлены для финансовых организаций, к которым в том числе относятся организации на рынке банковских услуг (банковские операции и сделки); на рынке страховых услуг; на рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг; на рынке лизинговых услуг <*>. -------------------------------- <*> Приказ МАП Российской Федерации от 21 июня 2000 г. N 467 "Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги".
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" государственный контроль за приобретением активов или акций финансовых организаций осуществляется в случаях: - приобретения в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций финансовой организации; - приобретения юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения либо иных сделок, прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее предпринимательской деятельности либо осуществлять функции ее исполнительного органа. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций" предварительное согласие федерального антимонопольного органа на совершение этих сделок необходимо получать в случае, если размер уставного капитала такой организации превышает: - 160 миллионов рублей - в отношении кредитной организации; - 10 миллионов рублей - в отношении страховой организации; - 5 миллионов рублей - в отношении иных финансовых организаций. В остальных случаях необходимо последующее уведомление антимонопольного органа.
Получение разрешения Банка России
Банк России регулирует только деятельность кредитных организаций. Поэтому требования получения разрешения Банка России на передачу в доверительное управление распространяется только при передаче в доверительное управление акций кредитных организаций. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" получение в доверительное управление более 5 процентов акций кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов - предварительного согласия Банка России. В случае передачи в доверительное управление менее 5 процентов акций кредитной организации никаких согласований Банка России не требуется.
Получение корпоративных согласий
Корпоративное законодательство содержит такое понятие, как крупная сделка. Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества <*>. Как следует из этого определения, необходимость получения корпоративного согласия на передачу в доверительное управление будет требоваться, только если из условий договора доверительного управления прямо следует, что управляющий вправе отчуждать или иным образом обременять полученное по договору имущество, то есть данная сделка будет связана с возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно спорного имущества <**>. -------------------------------- <*> Статья 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". <**> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2005 г. N КГ-А40/12026-04-2.
Корпоративное согласие также требуется на совершение сделок с заинтересованностью <*>. -------------------------------- <*> Статьи 81 - 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; ст. 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Регистрация перехода акций в реестре акционеров
Переход акций в доверительное управление регистрируется в реестре акционеров <*>. Акции переводятся с лицевого счета собственника на лицевой счет доверительного управляющего. Для доверительного управляющего не установлено обязанности раскрывать собственников акций, как это делает номинальный владелец для целей составления списка лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций, составления списка лиц, имеющих право получения дивидендов, составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров <**>. -------------------------------- <*> Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг". <**> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Название документа