Вправе ли налоговый орган ликвидировать единственный присвоенный ИНН физического лица, в том числе по причине религиозных мировоззрений этого лица?

Ответ: Несмотря на религиозные мировоззрения физического лица, протестующего против присвоения ему ИНН, налоговый орган не может ликвидировать присвоенный налогоплательщику ИНН. В данном случае физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), однако во всех налоговых уведомлениях, которые будут направляться физическому лицу налоговым органом, будет обязательно указан ИНН налогоплательщика, так как такая обязанность для налоговых органов установлена п. 7 ст. 84 Кодекса.

Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Налоговые органы являются органами исполнительной власти, в функции которых входит обязанность исполнения норм законодательства Российской Федерации, в том числе ведение учета организаций и физических лиц.

Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, которое представлено Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

В Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией церковь отделена от государства (подразумевается церковь как организация, объединяющая верующих, независимо от исповедуемой религии). Поэтому никаких исключений для верующих граждан законодательством не предусмотрено, в частности, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях граждан" (далее - Закон N 125-ФЗ) определяет, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 125-ФЗ граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица (п. 7 ст. 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (п. 10 ст. 83 Кодекса).

Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в ст. 85 Кодекса, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения.

Согласно п. 1 ст. 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с п. 7 ст. 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Кроме того, следует отметить, что Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 18.07.2000 N КАС00-273 действия МНС России по присвоению гражданам ИНН признаны правомерными. Там же подчеркивается, что идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Данный вывод подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 287-О. В частности, в нем говорится, что нет оснований утверждать, что абз. 1 п. 7 ст. 84 Кодекса нарушает свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции Российской Федерации). К тому же Кодекс не препятствует изменению идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика.

Учитывая изложенное, ликвидировать единственный присвоенный ИНН физического лица не представляется возможным, так как указанное действие не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В данном случае в Письме Минфина России от 21.01.2010 N 03-01-11/1-01 физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рекомендуется не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 Кодекса.

И. В.Апарышев

Референт государственной

гражданской службы РФ

1 класса

24.06.2011