Супермаркет закупает целлофановые пакеты, которые находятся у кассы и самостоятельно используются покупателями для упаковки приобретенного товара в момент его оплаты

Вправе ли супермаркет учитывать в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты, направленные на закупку целлофановых пакетов?

Ответ: При документальном подтверждении понесенных затрат, направленных на закупку целлофановых пакетов, магазин вправе учитывать их в составе материальных расходов при исчислении налога на прибыль согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ (на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку)).

Обоснование: Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В данном случае затраты на закупку целлофановых пакетов произведены супермаркетом для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, поскольку отсутствие указанных пакетов у касс магазина затрудняет для покупателя упаковывание приобретенного товара. В этом случае покупатели могут отдать предпочтение другим магазинам, что снизит объемы выручки супермаркета.

Учитывая изложенное, если супермаркет имеет документы, подтверждающие произведенные затраты на приобретение целлофановых пакетов, то он вправе учесть эти затраты в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ понесенные затраты относятся к материальным расходам на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку).

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

24.06.2011