В трудовых договорах заместителей руководителей отделов и заместителя главного бухгалтера предусмотрено исполнение обязанностей соответственно руководителя отдела, главного бухгалтера в период их отсутствия. Дает ли это право заместителям руководителей отделов, заместителю главного бухгалтера в период отсутствия соответственно руководителя отдела или главного бухгалтера подписывать за них документы? Нужно ли оформлять доверенность, если заместитель главного бухгалтера остается работать за главного бухгалтера?
Можно ли передать право подписи документов за руководителя отдела работнику отдела, не являющемуся штатным заместителем, указав это в приказе об исполнении указанным работником обязанностей руководителя в порядке совмещения? Или для этого требуется временный перевод работника на должность руководителя отдела?
Ответ: Работники, выполняющие дополнительную работу, оставаясь в своей должности, имеют право подписывать документы, относящиеся к указанной работе. Это право может утверждаться трудовым договором, соглашением, приказом работодателя. Осуществление временного перевода не требуется. Для подтверждения полномочий действовать от имени юридического лица перед третьими лицами доверенность необходима как главному бухгалтеру (за исключением случаев подписания счетов-фактур, денежных и расчетных документов, первичных документов, а также иных документов, право подписания которых предоставлено главному бухгалтеру нормативными актами), так и его заместителю. Заместитель главного бухгалтера в любом случае действует на основании доверенности, а в случаях, допустимых нормативными актами РФ, - на основании приказа работодателя или перечня, утвержденного работодателем и главным бухгалтером.
Обоснование: В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 60 ТК РФ работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Статьей 60.2 ТК РФ установлено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Частью 3 ст. 60.2 ТК РФ установлено, что срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Следовательно, если в период отсутствия руководителя структурного подразделения организации на его заместителя либо другого работника возлагаются дополнительные обязанности руководителя, не предусмотренные трудовым договором, то рассматриваемые в вопросе ситуации можно квалифицировать как поручение работнику дополнительной работы.
Вместе с тем из изложенного следует, что работодатель и работник должны документально оформить выполнение работником дополнительной работы, так как должен быть согласован срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты.
Таким образом, для возложения на работника дополнительных обязанностей сторонам трудовых правоотношений необходимо заключить соглашение, в котором отразить все обязательные условия для выполнения работником дополнительных обязанностей. Издание приказа при этом не обязательно, но и не возбраняется. При этом право подписи документов может утверждаться соглашением о возложении на работника дополнительных обязанностей, приказом работодателя.
Временный перевод работника на другую должность, предусмотренный ст. 72.1 ТК РФ, означает временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает сотрудник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. То есть в таком случае работник освобождается от выполнения своей основной работы, предусмотренной трудовым договором. Однако из рассматриваемых ситуаций освобождение работника от своей основной работы не следует, следовательно, осуществлять временный перевод работника не нужно.
В соответствии с п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Ни главный бухгалтер, ни его заместитель не являются лицами, которые могут без доверенности выступать в правоотношениях от имени юридического лица.
Таким образом, для представительства перед третьими лицами доверенность от юридического лица необходима как главному бухгалтеру, так и его заместителю в зависимости от того, кто именно осуществляет представительство. Для исполнения трудовых обязанностей, не связанных с функцией представительства перед третьими лицами, доверенность не требуется.
Вместе с тем п. 6 ст. 169 Налогового кодекса РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, законодательно закреплено, что счет-фактура подписывается главным бухгалтером без доверенности. В случае подписания счета-фактуры иным лицом (заместителем главного бухгалтера) такому лицу необходима доверенность или приказ.
Из содержания абз. 3 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что главный бухгалтер без доверенности подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства.
А п. 3 ст. 9 названного Закона определено, что руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
При этом главный бухгалтер без доверенности подписывает первичные документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами. В случае подписания указанных документов иным лицом (заместителем главного бухгалтера) такому лицу необходима доверенность.
Согласно Порядку предоставления краткосрочной финансовой поддержки предприятиям, осуществляющим структурную перестройку производства, утвержденному Указом Президента РФ от 08.07.1994 N 1484 "О Порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета", главный бухгалтер подписывает также заявку на получение краткосрочной финансовой поддержки.
Е. А.Башарин
Юридическая компания "Юново"
23.06.2011