Об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения в составе земель населенного пункта на вид разрешенного использования, предусматривающий ведение садоводства, огородничества, личного подсобного или дачного хозяйства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 июня 2011 г. N Д23-2654

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения в составе земель населенного пункта и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Согласно п. 2 ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в состав зон сельскохозяйственного использования, относящихся к категории земель населенных пунктов, могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Для изменения вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного территориальной зоной, в которой он расположен, на вид разрешенного использования земельного участка, относящегося к другой территориальной зоне, необходимо изменение границ таких зон.

Территориальные зоны состоят из функциональных зон. В свою очередь, функциональные зоны определяют перечень допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков и размещения (строительства) в них конкретных капитальных объектов.

В правилах землепользования и застройки представлены перечень видов разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства по территориальным зонам.

При изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий ведение садоводства, личного подсобного хозяйства или дачного хозяйства, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях":

- садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

- дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве":

- приусадебный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, указанные земельные участки могут использоваться для выращивания (производства) сельхозпродукции.

Учитывая, что ведение сельхозпроизводства имеет свои особенности в использовании земельного участка, считаем, что изменение разрешенного использования земельного участка на разрешенное использование, предусматривающее ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, устанавливается с учетом публичных слушаний.

КонсультантПлюс: примечание.

В нижеследующих абзацах текст норм ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ приведен в редакции, действовавшей до 24.03.2011. С 25.03.2011 в соответствии с Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ в абз. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми срок принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки установлен до 31 декабря 2012 г., а не до 1 января 2012 г.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Вместе с тем результаты публичных слушаний для принятия главой местного самоуправления указанного решения имеют рекомендательный характер.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 г. при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков может также определяться в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки.

В отношении земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением, разработка проектов организации и застройки территории осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.

Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления, согласовывается с объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления (ст. 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях").

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях").

Правообладатель земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе выбирать самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Дополнительно сообщаем, что в случае использования земельных участков только в целях (индивидуального) жилищного строительства предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется не иначе, как в порядке, установленном ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

22.06.2011