Донору в день сдачи крови медицинским учреждением выплачивается денежная компенсация взамен бесплатного питания. Поскольку выплата компенсации не предусмотрена Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", облагается ли соответствующая сумма НДФЛ?

Ответ: Компенсационные выплаты донорам взамен полагающегося питания, установленные органами государственной власти, не облагаются НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон) в день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществляющего финансовое обеспечение учреждения здравоохранения, занимающегося заготовкой донорской крови.

Статьей 4 Закона определено, что финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови и ее компонентов, включая доведение социальной значимости донорства до населения Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов осуществлять мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, предусмотренные настоящим Законом.

Реализация мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе создания единой информационной базы в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О отмечено, что донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства в целом, так и органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности. Из ст. 4 вышеназванного Закона во взаимосвязи с его ст. ст. 3, 5 и 8 вытекает необходимость принятия законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления федеральной, территориальных (в субъектах РФ) и местных (в муниципальных образованиях) программ развития донорства крови и ее компонентов, на основе которых должно осуществляться финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов за счет средств соответственно федерального, региональных и местных бюджетов.

Кроме того, в силу ст. 11 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств принимать решения о дополнительных мерах социальной поддержки, не предусмотренных Законом, для указанных в Законе категорий граждан (такое право в части выплаты компенсации на питание реализовано, например, в Распоряжении Мэра Москвы от 31.05.1993 N 346-РМ и Приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 28.04.2008 N 290, в Приказе Минздрава Московской области от 20.12.2010 N 1019, в Законе г. Санкт-Петербурга от 15.11.2006 N 524-85, в Постановлениях Правительства Ленинградской области от 20.09.2007 N 25, Правительства Нижегородской области от 16.09.2008 N 389).

Таким образом, выдача донору денежной компенсации взамен бесплатного питания, предусмотренной местными нормативными актами, соответствует законодательству РФ о донорстве, что подтверждено в Определении Верховного Суда РФ от 05.04.2006 по делу N 7-Г06-4.

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты донорам на питание, установленные органами государственной власти, не подлежат налогообложению НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.

А. В.Телегус

Член Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

22.06.2011