О порядке уплаты госпошлины при подаче участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения в суд общей юрисдикции искового заявления, содержащего требования о расторжении договора аренды и о признании отсутствующим обременения права в виде аренды земельных долей в праве общей собственности на данный земельный участок

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 июня 2011 г. N 03-05-06-03/50

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины при подаче участниками общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения в суд общей юрисдикции искового заявления, содержащего требования о расторжении договора аренды и о признании отсутствующим обременения права в виде аренды земельных долей в праве общей собственности на данный земельный участок, и сообщает.

Согласно абз. 4 п. 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В соответствии с п. п. 8 и 10 ч. 1 ст. 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) цена иска определяется по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года. По искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, - исходя из каждого требования по отдельности.

Следовательно, в исковом заявлении, содержащем требования о расторжении договора аренды и о признании отсутствующим обременения права в виде аренды земельных долей в праве общей собственности на земельный участок, объединены два самостоятельных требования.

Учитывая, что исковое требование о досрочном расторжении договора имущественного найма подлежит оценке, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления о расторжении договора аренды должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При этом, по нашему мнению, при подаче искового заявления о признании отсутствующим обременения права в виде аренды земельных долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения государственная пошлина уплачивается в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации - как при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке.

Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Учитывая изложенное, а также то, что юридически значимые действия, связанные с подачей в суд общей юрисдикции искового заявления от участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, совершаются в отношении каждого собственника имущества, размер государственной пошлины определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (по исковому требованию о расторжении договора аренды) и пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ (по исковому требованию о признании отсутствующим обременения права в виде аренды земельных долей в праве общей собственности) с учетом п. 2 ст. 333.18 НК РФ и уплачивается каждым участником общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

22.06.2011