Некоторые аспекты организационно-правовых форм товарных бирж

(Степанян А. С.) ("Предпринимательское право", 2006, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ТОВАРНЫХ БИРЖ

А. С. СТЕПАНЯН

Степанян А. С., соискатель кафедры гражданского права Ереванского государственного университета.

Во многих капиталистических странах биржа является одной из основных форм организации торговли большинством товаров. В любой стране, в том числе и в Республике Армения, биржи должны развиваться наряду с развитием рыночной экономики. Одним из основных элементов инфраструктуры товарного рынка являются товарные биржи. Как самостоятельная форма коммерческой деятельности, она ориентирована на получение прибыли производителями продукции, а также биржевыми торговцами <*>. С развитием товарного производства и обращения роль товарных бирж возрастает все больше и больше. Будучи организованным оптовым рынком, товарная биржа для предпринимателя является тем местом, где он может реализовать свой товар, получив тем самым общественное признание своей деятельности, и достичь основной цели предпринимательства - получение прибыли, здесь же может приобрести нужные ему продукцию и товары <**>. -------------------------------- <*> См.: Каменева Г. Организация биржевой торговли. М.: Юнити, 1998. С. 5. <**> См.: Губин Е. П., Лахно П. Г. Предпринимательское право. М.: Юристъ, 2004. С. 554.

В своем становлении товарная биржа прошла несколько этапов: от оптового рынка, где сделки совершаются с наличными партиями товара, до современного фьючерсного рынка <*>. -------------------------------- <*> См.: Иващенко А. А. Товарная биржа. М.: Международные отношения, 1991. С. 7.

Правовой статус товарных бирж устанавливается Законом РА от 20 июля 1993 г. "О товарных биржах". Закон устанавливает условия создания и деятельности товарных бирж, организации биржевой торговли и их правовых гарантий. Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и организацией биржевой торговли, регулируются также иными актами законодательства РА, а также учредительными документами товарных бирж. Однако отношения, связанные с деятельностью бирж труда, фондовых бирж, а также фондовых секций (отделов и отделений) специализированных и универсальных бирж, Законом "О товарных биржах" не регулируются <*>. -------------------------------- <*> См.: ст. 2 Закона РА "О товарных биржах".

В ст. 1 Закона РА "О товарных биржах" дается определение товарной биржи, согласно которому товарная биржа - организация, являющаяся юридическим лицом, осуществляющим торговлю по установленным ею правилам, в определенных местах и в определенное время - в форме публичных торгов. Такая формулировка относит биржу к числу тех субъектов, юридический статус которых достаточно полно урегулирован законодательством. Следует заметить, что термин "организация" далее в Законе РА "О торговых биржах" не используется, и товарная биржа по своему правовому положению относится к категории предприятия. Дело в том, что к моменту действия Закона в РА действовал Закон от 14 марта 1992 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и соответственно он распространялся на товарные биржи. Однако с принятием Гражданского кодекса РА 5 мая 1998 г. Закон РА "О предприятиях и предпринимательской деятельности" утратил свою силу. Исходя из того, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу <*>, во избежание путаницы мы считаем, что неправильно использованный термин "предприятие" должен быть снят путем принятия поправок к Закону "О товарных биржах". -------------------------------- <*> См.: ст. 1 Гражданского кодекса РА от 5 мая 1998 г.

Одной из особенностей товарных бирж является то, что биржа осуществляет деятельность только в сфере оптовой торговли, где организует биржевую торговлю различными товарами в заранее определенном месте и в определенное время в форме публичных торгов. Другой особенностью является то, что биржа осуществляет свою деятельность только в сфере, имеющей прямое отношение к организации и регулированию биржевой торговли. Организация и регулирование торговли на бирже составляет сферу деятельности товарной биржи и ее специальную компетенцию. Биржа должна быть местом сосредоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективно цену данного товара на основе концентрации на бирже спроса и предложения. Упоминание о регулировании не означает какого-либо административного вмешательства в торговлю. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. п. <*> В ст. 3 Закона РА "О товарных биржах" сказано, что биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. В частности, она не может осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности <**>. -------------------------------- <*> См.: Олейник О. М. Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Юристъ, 2000. С. 247. <**> См.: Ершова И. В. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2002. С. 93.

Предприятия, учреждения и организации, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права использовать в своем названии термин "товарная биржа", организовывать биржевые торги и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими этот термин в любых словосочетаниях <*>. -------------------------------- <*> См.: ст. 4 Закона РА "О товарных биржах".

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона РА "О товарных биржах" биржа создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью в порядке, установленном законом и иными актами законодательства Республики Армения. Кроме того, положение п. 3 ст. 16 Закона о том, что член биржи имеет право получать дивиденды, свидетельствует о том, что в РА товарные биржи создаются в виде коммерческих организаций. На этот счет в юридической литературе, как и на практике, существует двоякое мнение. Здесь следует заметить, что во многих странах Европы, США и в РФ законодательство предоставляет альтернативу биржам в выборе организационно-правовой формы юридического лица. Например, Закон РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" не дал никаких ориентиров по поводу того, в каких организационно-правовых формах необходимо создание бирж. Но несмотря на это, с одной стороны, Закон РА (так же как и в РФ) предусматривает возможность выплаты членам биржи дивидендов, что является признаком коммерческой организации, но с другой стороны, Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" введены ограничения, которые не позволяют биржам отвлекаться от главной цели, ради которой они созданы законодательством. В частности, в п. 3 ст. 11 Закона РФ говорится, что доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Это означает, что и количество учредителей биржи не может быть менее 10 человек. Обойти его, по мнению некоторых специалистов, очень легко. Достаточно найти подставных лиц и расписать на каждого по 10%. Выходит, Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" может спровоцировать некоторых на нарушение закона <*>. Законодательством же Республики Армения в Законе "О товарных биржах" данного пункта не предусмотрено. -------------------------------- <*> См.: Панин Ю. Что думают о законе, т. е. кого он призван защищать.

По мнению некоторых авторов, по определению, сложившемуся в мировой практике, товарные биржи должны относиться к некоммерческим организациям. Ведь биржи работают не ради своей собственной выгоды. Их создают лица, заинтересованные в организации высококонкурентной торговли, выявлении объективного соотношения между спросом и предложением на рынке. Другими словами, их призвание - обслуживать участников биржевой торговли, удовлетворять их потребности, возникающие в ходе подготовки и осуществления торговли, снижать затраты при заключении сделок. Поэтому вызывает возражение безоговорочное утверждение о том, что "биржевая деятельность представляет собой самостоятельную форму коммерческой деятельности с целью получения прибыли" <*>. -------------------------------- <*> См.: Жилинский С. Э. Предпринимательское право. М.: Норма, 2002. С. 470.

Большинство ученых, исходя из экономической сущности и правового положения товарной биржи, считают, что биржа может создаваться лишь в виде некоммерческой организации. Они полагают, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности биржи, хотя прибыль и может иметь место как побочный результат такой деятельности <*>. Безусловно, некоммерческий статус биржи заметно повышает ее престиж. Это позволяет в большей степени реализовать действительную функцию биржи - обеспечение торговой деятельности своих членов и других участников биржевой торговли. Однако выбор той или иной формы - это право самой биржи, поскольку на практике порой невозможно отграничить основную цель деятельности от неосновной. -------------------------------- <*> См.: Авилина Н. В., Козырь О. М. Биржа: правовые основы организации и деятельности. М., 1991. С. 26.

Так, многие некоммерческие организации формально (по закону и уставу) не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся к этому и получают огромные доходы от предпринимательской деятельности <*>. -------------------------------- <*> См.: Белых В. С., Виниченко С. Н. Биржевое право. М.: Норма, 2001. С. 11.

Нам кажется, что товарные биржи, действующие в качестве коммерческих организаций, осуществляют предпринимательскую деятельность <*>. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность лица, преследующая в качестве основной цели извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг <**>. -------------------------------- <*> См.: там же. С. 12. <**> См.: ст. 2 ГК РА.

Отсюда можно сделать вывод, что товарная биржа, действующая в качестве некоммерческой организации, также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. В данном случае следует иметь в виду, что в отличие от обычного акционерного общества члены биржи не только имеют право участвовать в управлении биржей и получать дивиденды, но и стать участником биржевой торговли в качестве члена биржи. С нашей точки зрения, в данном вопросе законодательные ограничения нецелесообразны. На ранних этапах биржи создавались как товарищества с ограниченной ответственностью, затем как акционерные общества. Интересен тот факт, что указанием на статус акционерного общества служит в США сокращение "Inc.", все еще сохраняющееся в названии некоторых американских бирж. В развитых государствах товарные биржи функционируют как бесприбыльные учреждения. Как и благотворительные и религиозные организации, такие биржи имеют некоммерческий статус и зачастую пользуются существенными налоговыми льготами. Сама биржа не осуществляет торговых операций от своего имени, за исключением таких, которые необходимы для поддержания ее функционирования. В США отдельные биржи, в частности крупнейшие, для поднятия своего престижа иногда указывают в годовых отчетах чисто символическую прибыль, например, 500 - 1000 долл., при оборотах в миллиарды <*>. -------------------------------- <*> См.: Дягтярева О. Н. Биржевое дело. М.: Юнити, 2002. С. 91.

С точки зрения организационно-правовой формы юридического лица особый интерес представляет собой Международная универсальная Восточноевропейская биржа (ВЕБ), действующая по принципу "no profit". В законодательстве США имеет место деление корпораций на публичные (правительственные); непредпринимательские (no profit corporations) и предпринимательские (business corporations) <*>. -------------------------------- <*> См.: Васильева Е. А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1993. С. 84.

Члены Международной универсальной Восточноевропейской биржи согласно Уставу и Учредительному договору не извлекают доходов из ее прибыли в виде дивидендов. Особенность этой организационно-правовой формы состоит в том, что члены биржи, создавая ее как объединение предприятий и делая имущественный взнос в ее уставной капитал, утрачивают право собственности на свой долевой вклад, перестают быть его собственником. Устав ВЕБ прямо предусматривает, что ее уставной капитал формируется за счет взносов, которые дают членам право иметь одно брокерское место и последующему возврату не подлежат. Данная черта отличает биржу-объединение от биржи - акционерного общества, где внесенный пай всегда остается собственностью члена <*>. -------------------------------- <*> См.: Рутман Л. Правовое регулирование деятельности товарных бирж // Закон. 1992. N 9. С. 18.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что, независимо от того, в какой организационно-правовой форме юридического лица действовала товарная биржа, ее основная деятельность должна быть направлена на создание организованного оптового рынка, его развитие, создание более удобных условий осуществления биржевой торговли и т. д. Однако законодательство должно быть достаточно четким и гибким для успешного развития бирж и во избежание споров. На практике картина более ясна, например, Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ) образовалась в форме акционерного общества, Ереванская товарно-сырьевая биржа образовалась в форме акционерного общества и т. д. Товарные биржи являются субъектами предпринимательской деятельности и создаются в той или иной организационно-правовой форме юридических лиц. При рассмотрении статуса юридических лиц как субъектов предпринимательского права, по мнению С. Э. Жилинского, необходимо четко уяснить по крайней мере два обстоятельства: первое - признаки юридического лица, по которым оно отличается от других организаций - не юридических лиц; второе - классификацию, группировку юридических лиц по степени и возможности их участия в предпринимательской деятельности <*>. По мнению О. М. Олейник, говоря о формах именно предпринимательской деятельности, в первую очередь речь должна идти о коммерческих организациях <**>. -------------------------------- <*> См.: Жилинский С. Э. Предпринимательское право. М.: Норма, 2002. С. 81. <**> См.: Олейник О. М. Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1. М.: Юристъ, 2000. С. 236.

Коммерческие и некоммерческие организации имеют организационные и правовые признаки, являющиеся общими для юридических лиц различных видов: 1) организационная связь любого юридического лица с правом, законодательством. Юридическое лицо может создаваться лишь в порядке, установленном законодательством. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий; 2) любое юридическое лицо может образовываться в тех организационно-правовых формах, которые установлены законом; 3) юридическое лицо правомочно действовать лишь в тех рамках, которые очерчены законом; 4) на всех юридических лиц, к какой бы организационно-правовой форме они ни относились, распространяется требование соблюдать в своей деятельности законность <*>. -------------------------------- <*> См.: Косякова Н. И., Антонов В. В., Носов С. Н., Антонова Н. А. Правовые формы организаций: образцы учредительных документов. М.: Приор, 2002. С. 5.

Несмотря на эти общие признаки, между коммерческими и некоммерческими организациями существуют различия, что накладывает определенный отпечаток на их правовой статус и правоспособность. Основное различие между коммерческими и некоммерческими организациями заключается в целях деятельности данных организаций. Коммерческими организациями являются юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Хотя для некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью и полученная прибыль не делится между участниками организации, однако эти организации тоже занимаются предпринимательской деятельностью в пределах уставных целей <*>. Согласно п. 4 ст. 51 ГК РА некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в тех случаях, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. -------------------------------- <*> См.: там же. С. 245.

Большинство некоммерческих организаций просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами, однако, как отмечалось в литературе, именно запрет распределить полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса <*>. -------------------------------- <*> См.: Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право. Т. 1. М., 1999. С. 165.

Как считает О. И. Дегтярева, деятельность биржи как коммерческой организации предполагает, что ее участники являются инвесторами и ожидают доходов на вложенный капитал. Возможным способом увеличения доходов инвесторов в таком случае становится удорожание биржевой торговли для ее клиентов путем увеличения различного рода платежей, сборов и т. д. Однако на определенном этапе это начинает тормозить дальнейший рост биржевых операций и тем самым ограничивает возможности получения прибыли членами биржи от их торговой деятельности, т. е. в виде комиссионных с клиентов. В итоге члены биржи пришли к пониманию того, что более рациональным является существование самой биржи как бесприбыльного предприятия, основной целью которого является обеспечение торговой деятельности своих членов, а прибыль от членства на бирже обеспечивается активной работой с клиентами <*>. -------------------------------- <*> См.: Дегтярева О. И. Биржевое дело. М., 2002. С. 92.

И это, с нашей точки зрения, правильно, поскольку исходя из основных целей деятельности товарных бирж, коими являются организация постояннодействующего оптового рынка путем организации и регулирования биржевой торговли, оказание информационных и других услуг при совершении сделок, некоммерческая форма организации товарных бирж намного ярче отражает всю суть и смысл образования данного инструмента. Товарные биржи должны быть созданы для того, чтобы способствовать сближению спроса и предложения на товарном рынке, оказанию посреднических услуг со свойственным только ей субъектным составом.

Название документа