В стоматологической клинике по условиям договора об оказании медицинских услуг пациент должен внести аванс после консультации и составления плана лечения. Аванс составляет от 50 до 100%. При проведении лечения может остаться неиспользованный аванс. В случае когда оплата производится через кассу, остаток неиспользованных средств выплачивается через кассу. А как быть в случае оплаты через платежный терминал? Можно ли в этом случае через кассу организации вернуть пациенту неиспользованный аванс?

Ответ: Неиспользованный аванс, который пациент уплатил через платежный терминал, может быть возвращен через кассу стоматологической клиники.

Обоснование: Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), регулируются нормами Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).

Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ).

Таким образом, полученные от физических лиц денежные средства поступают поставщику товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями договора между поставщиком и оператором по приему платежей.

При этом расчеты физических лиц за товары (работы, услуги) через платежные терминалы с использованием банкнот и монет Банка России следует квалифицировать как наличные денежные расчеты. Во-первых, это следует из норм ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". А во-вторых, на это указывает законодатель в ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ, где сказано, что требования о расходовании наличных денег распространяются на средства, полученные через платежные терминалы.

Согласно п. 2 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (далее - Указание Банка России N 1843-У) юридические лица могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, на выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

В соответствии с нормами п. 4.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение о порядке ведения кассовых операций), выдача наличных денег проводится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с оформлением расходно-кассового ордера.

Каких-либо особенностей для возврата денег за неоказанные услуги в случае их получения через оператора по приему платежей Федеральный закон N 103-ФЗ, Указание Банка России N 1843-У и Положение о порядке ведения кассовых операций не устанавливают.

В связи с этим, на наш взгляд, неиспользованный аванс, который пациент уплатил через платежный терминал, может быть возвращен через кассу стоматологической клиники.

А. А.Прохоров

Консалтинговая группа

"ЭККАУНТИНГ-СЕРВИС"

03.03.2014