Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по розничной торговле в нестационарном торговом объекте (палатке) с 2009 г

Какими правовыми документами он может подтвердить размещение и эксплуатацию своего нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования, до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"?

Ответ: По нашему мнению, до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) индивидуальный предприниматель может подтвердить размещение и эксплуатацию своего нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования, на основании нормативно-правовых актов органов местного самоуправления или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Непосредственно размещение и эксплуатация нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования, подтверждаются договором на размещение нестационарного торгового объекта. Нормы федерального законодательства об этом отсутствуют, но это видно из нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (например, пп. 1 п. 3 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (далее - Порядок)).

Обоснование: Согласно п. 6 ст. 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с п. 38 ГОСТ Р 51303-99 "Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, палатка (ларек) - это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).

В соответствии с п. 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На основании ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Указанное подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 24.09.2012 по делу N А40-1467/12-16-38, ФАС Поволжского округа от 17.08.2010 по делу N А57-621/2010).

На основании вышеизложенного считаем, что до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ индивидуальный предприниматель может подтвердить размещение и эксплуатацию своего нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования, на основании нормативно-правовых актов органов местного самоуправления или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Непосредственно размещение и эксплуатация нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования, подтверждается договором на размещение нестационарного торгового объекта. Нормы федерального законодательства об этом отсутствуют, но это видно из нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (например, пп. 1 п. 3 Порядка).

П. Н.Зюков

Юридическая компания "Юново"

03.03.2014