Об отсутствии оснований для установления закрытого перечня документов, представляемых в налоговые органы для обоснования правомерности применения налоговых вычетов по НДС в целях возмещения НДС

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2011 г. N 03-07-08/152

Минфин России рассмотрел письмо ОАО с просьбой об установлении конкретного перечня документов, истребуемых налоговыми органами в целях возмещения налога на добавленную стоимость, и сообщает.

В настоящее время возмещение налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с нормами ст. ст. 176 и 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым в случае превышения налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной в целом по деятельности налогоплательщика за налоговый период, полученная разница подлежит возмещению путем возврата (зачета) после проведения камеральной проверки, то есть по истечении трех месяцев с момента представления в налоговые органы налоговой декларации и соответствующих документов, или до завершения указанной проверки в заявительном порядке в течение 12 дней со дня подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения с последующей корректировкой возмещенных сумм налога по результатам камеральной проверки.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 88 Кодекса камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 7 ст. 88 Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 Кодекса.

Пунктом 8 ст. 88 Кодекса установлено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с положениями ст. 172 Кодекса налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся не только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, но и иных документов, предусмотренных ст. ст. 171 и 172 Кодекса (включая документы, подтверждающие уплату налога налоговыми агентами, при капитальном строительстве, по расходам на командировки), после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов, установить закрытый перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для обоснования правомерности применения налоговых вычетов, не представляется возможным.

Следует также отметить, что согласно ст. 137 Кодекса в случае несогласия с действиями налоговых органов при истребовании документов, подтверждающих налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налогоплательщик может обжаловать эти действия в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С. Д.ШАТАЛОВ

19.05.2011