Организация, осуществляющая доставку готовых обедов, проводит рекламную акцию, по условиям которой к каждому блюду прилагается купон с нанесенным на него уникальным кодом. Данный код можно зарегистрировать на сайте общества. Суть акции заключается в том, что каждый день участники, зарегистрировавшие на сайте наибольшее количество кодов, получают призы в зависимости от количества зарегистрированных кодов, список призов также указан на сайте. На сайте в режиме реального времени отображаются результаты розыгрыша и количество зарегистрированных кодов каждого участника. Налоговый орган привлек организацию к административной ответственности за незаконное проведение стимулирующей лотереи по ст. 14.27 КоАП РФ, так как организация не уведомила в установленном законом порядке налоговый орган о проведении стимулирующей лотереи. Правомерны ли действия налогового органа?
Ответ: Действия налогового органа по привлечению к административной ответственности за неуведомление о проведении стимулирующей лотереи в отношении организации, вручающей призы участникам рекламной акции в зависимости от количества приобретенного ими товара, являются неправомерными, так как проводимая организацией акция не подпадает под понятие стимулирующей лотереи.
Обоснование: В силу ч. 1 ст. 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, проведение лотереи с нарушением порядка уведомления налогового органа образует состав административного правонарушения.
Как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Пункт 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ определяет стимулирующую лотерею как лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Таким образом, существенным условием проведения стимулирующей лотереи является отсутствие обязанности лица, желающего получить выигрыш, вносить какие-либо средства в призовой фонд.
Как следует из ч. 1 ст. 7 Закона N 138-ФЗ, право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Таким образом, организация, проводящая стимулирующую лотерею, обязана уведомить об этом соответствующий орган, в чьей компетенции находятся данные вопросы. Также из данной нормы следует, что неуведомление в надлежащем порядке соответствующего органа является основанием для привлечения организации к ответственности.
В силу п. 1 Правил проведения стимулирующей лотереи, утвержденных Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" (далее - Правила), право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (выданная налоговыми органами справка) и с приложением документов.
Данные Правила также указывают на необходимость получения разрешения на проведение стимулирующей лотереи от налогового органа.
Как показывает судебная практика, наличие условия случайного определения выигрыша является существенным условием для лотереи. Такая позиция находит свое отражение в Постановлении ФАС Московского округа от 23.11.2009 N КА-А40/12314-09, в котором суд указал, что наличие возможности влиять на шанс получения выигрыша, а также возможность выбирать желаемый приз лишают подобные отношения статуса лотереи.
Как следует из условий вопроса, акция, проводимая организацией, не является стимулирующей лотереей. Это подтверждают следующие обстоятельства: в данной акции участники могут в реальном времени на сайте общества оценивать свои шансы на победу, увеличивая их путем регистрации необходимого количества кодов, а также могут выбирать желаемый приз путем регистрации определенного количества кодов. При таких обстоятельствах привлечение организации к административной ответственности по ст. 14.27 КоАП РФ неправомерно.
А. Ю.Рахаев
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
19.05.2011