Товар, на котором указан товарный знак, введен с согласия правообладателя указанного знака в гражданский оборот организацией Б. Далее данный товар с соответствующим знаком был приобретен организацией А у организации Б. Правообладатель данного знака не давал согласия организации А на реализацию товара со своим товарным знаком
Вправе ли правообладатель требовать от организации А выплаты компенсации в размере трех миллионов рублей?
Ответ: В случае когда товар, на котором указан товарный знак правообладателя, был введен с согласия правообладателя указанного знака в гражданский оборот организацией Б и в дальнейшем реализован организацией Б организации А без согласия правообладателя данного знака на реализацию товара организации А, правообладатель не вправе требовать от организации А выплаты компенсации в размере трех миллионов рублей.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В силу п. 1 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 указанной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
На основании пп. 1 п. 2 данной статьи исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.
Исходя из смысла ст. 1484 ГК РФ можно сделать вывод, что реализация товаров с нанесенным на них товарным знаком также является использованием последнего.
В соответствии с п. 1 ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Однако, как установлено ст. 1487 ГК РФ, не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Более того, исходя из выводов судебной практики необходимым условием наличия в действиях лица признаков незаконного использования товарного знака является доказанный факт того, что спорный товар не был введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 N А28-10307/2008-415/16 и Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2009 N А26-8531/2009).
Законодательство РФ не устанавливает перечня доказательств, что товар соответствует положениям ст. 1487 ГК РФ.
Однако в соответствии с Постановлениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 N А33-21638/2009 и от 02.12.2009 N А33-16430/2009 документами, подтверждающими законность использования товарного знака, являются, в частности, договоры и лицензионные соглашения.
Таким образом, по нашему мнению, такие доказательства могут быть использованы и для обоснования правомерности введения товаров в гражданский оборот в соответствии со ст. 1487 ГК РФ.
А. П.Чопяк
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
19.05.2011