Может ли организация быть привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в случае, если организацией (имеющей лицензию) осуществляется медицинская деятельность по адресам, не указанным в лицензии, но на территории муниципального образования, где зарегистрирована сама организация?

Ответ: Осуществление организацией медицинской деятельности по адресам, не указанным в лицензии, но на территории муниципального образования, где зарегистрирована сама организация, является административным правонарушением. Суд с учетом конкретных обстоятельств дела может признать это административным правонарушением, за совершение которого организация подлежит привлечению к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако исходя из конкретных обстоятельств по делу данное деяние может быть признано судом малозначительным.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

В силу п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

На основании ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 96 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно Приложению.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 128-ФЗ в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Учитывая, что у организации имеется лицензия на осуществление соответствующей деятельности, в данном случае нет оснований для квалификации действий организации как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, осуществление медицинской деятельности по адресам, которые не указаны в лицензии, может быть отнесено судом к административному правонарушению, предусмотренному ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2010 N А67-118/2010, в котором суд пришел к выводу о том, что осуществление деятельности по адресу, не указанному в приложении к лицензии в качестве места осуществления деятельности, является нарушением лицензионных требований и образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Однако согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 15.03.2010 N Ф09-1034/10-С1 N А71-15009/2009-А5 суд, переквалифицировав совершенные действия организации с ч. 2 ст. 14.1 на ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вред интересам граждан, общества и государства, в связи с чем может быть признано малозначительным.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

19.05.2011