Организация (информационное агентство) при реализации населению периодических печатных изданий (газет) применяет налоговую ставку по НДС 10 процентов в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ. Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41. Соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в данном Перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям
При отсутствии справки Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, подтверждающей соответствие реализуемых информационным агентством видов продукции вышеназванному Перечню, правомерно ли применение налоговой ставки по НДС 10 процентов?
Ответ: По нашему мнению, реализация периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, при отсутствии справки Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, подтверждающей соответствие реализуемых информационным агентством видов продукции Перечню, должна облагаться НДС по ставке 10 процентов.
В то же время, учитывая противоположное мнение Минфина России и противоречивую позицию судов по данному вопросу, для исключения возможных споров с налоговыми органами считаем необходимым рекомендовать организации получить соответствующую справку.
Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
- периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
- книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.
В целях данного подпункта под периодическим печатным изданием понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень и иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
В п. 2 ст. 164 НК РФ также указано, что коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 утвержден Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов (далее - Перечень).
Кроме того, п. 2 примечания к Перечню установлено, что соответствие видов продукции, производимой и реализуемой редакциями средств массовой информации, издательствами, издающими организациями и информационными агентствами, продукции, указанной в Перечне, подтверждается документами (справками), выдаваемыми Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
Однако нормы НК РФ не содержат обязанности налогоплательщика получать какие-либо справки для подтверждения права на применение ставки 10 процентов.
Таким образом, по нашему мнению, отсутствие справки, выданной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, по печатной продукции не означает, что реализация печатной продукции на территории Российской Федерации должна облагаться исключительно по ставке 18 процентов. Право на применение пониженной ставки налога закреплено нормами НК РФ, справка только подтверждает характер печатной продукции.
Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 29.12.2008 N КА-А40/12491-08, направив дело на новое рассмотрение в связи с тем, что не было установлено, к какому виду печатных изданий относятся журналы, получаемые ответчиком, носят ли они рекламный характер, указал, что отсутствие в материалах дела справки, выданной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, не может являться основанием для изменения по своему усмотрению установленной налоговым законодательством ставки НДС, что противоречит принципу равенства налогообложения. Справка Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по своей природе не является ненормативным правовым актом, наделяющим ее адресата правом на применение льготной ставки НДС, а лишь является документом, подтверждающим вид и характер издания, поэтому отсутствие в деле данной справки не может повлиять на вид и характер издания, поскольку ни налогоплательщику, ни налоговому органу не было отказано в выдаче указанной справки.
В Постановлении ФАС Московского округа от 26.09.2007, 02.10.2007 по делу N КА-А40/10055-07 установлено, что, отклоняя данный довод налоговой инспекции, суд обоснованно исходил из того, что справка Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по своей природе является не ненормативным правовым актом, наделяющим ее адресата правом на применение льготной ставки НДС, а лишь документом, подтверждающим вид и характер издания, поэтому, по выводу суда, то обстоятельство, что она была выдана по истечении проверяемого периода, никак не могло повлиять на вид и характер издания, поскольку налогоплательщику не было отказано в выдаче указанной справки (то есть компетентный орган не установил, что издания являются рекламными или эротическими).
В то же время Минфин России в Письме от 06.05.2006 N 03-04-07/06 указал, что в случае если вышеуказанные документы (справки) отсутствуют, то при реализации периодических печатных изданий следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
К аналогичному выводу пришел и ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.06.2006 по делу N А19-28405/04-33-Ф02-3027/06-С1. Так, суд указал, что согласно п. 2 примечания к указанному Перечню для подтверждения правомерности применения ставки 10 процентов необходимо иметь документ, который бы подтверждал, что выпускаемый вид печатной продукции действительно соответствует тому, который указан в Перечне. Таким документом служит соответствующая справка, выдавать которую уполномочено Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Поскольку предприниматель не представил вышеупомянутую справку, арбитражный суд сделал правомерный вывод о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки 10 процентов.
Таким образом, реализация периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, при отсутствии справки Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, подтверждающей соответствие реализуемых информационным агентством видов продукции Перечню, влечет возникновение риска судебного спора с налоговыми органами. Учитывая противоречивую позицию судов по данному вопросу, считаем необходимым рекомендовать организации получить соответствующую справку.
Е. А.Артамонов
Юрист
ЗАО "МСАй ФДП-Аваль"
18.05.2011