Об отсутствии у органа местного самоуправления, являющегося арендодателем земельного участка, в отношении которого данным органом принято решение об изменении вида разрешенного использования, в частности, с вида разрешенного использования "для строительства спортивно-оздоровительного комплекса" на "размещение жилых домов с объектами общественного значения", права уклоняться от заключения с арендатором дополнительного соглашения, а также об отсутствии оснований для проведения аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 мая 2011 г. N Д23-2070

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о применении ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и в пределах компетенции сообщает.

Исходя из обращения некоммерческому партнерству предоставлен в аренду земельный участок с видом разрешенного использования "для строительства спортивно-оздоровительного комплекса". С Департаментом имущественных отношений заключен договор аренды сроком на 3 года (с 27.06.2007 по 26.06.2010). В настоящее время срок действия указанного договора аренды продлен до 26.06.2013. В связи с утверждением проекта планировки территории и правил землепользования и застройки соответствующей территории вид разрешенного использования земельного участка планируется изменить на "размещение жилых домов с объектами общественного значения" путем проведения публичных слушаний.

Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками, в том числе на праве аренды.

В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендодателем является собственник имущества, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса). Владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса).

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса).

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. п. 1, 3 ст. 615 Гражданского кодекса).

При изменении вида разрешенного использования земельного участка изменятся характеристика земельного участка, выступающего объектом договора аренды, и его целевое назначение, что, в свою очередь, повлечет и изменения в договоре аренды.

Вместе с тем изменение вида разрешенного использования земельного участка происходит в силу публичных решений по управлению земельным фондом. Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принимается исходя из общественно значимых целей, указанных в ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые могут отличаться от целей участников гражданского оборота (увеличение прибыли и доходности и т. п.).

В тех случаях, когда изменившееся разрешенное использование земельного участка стало следствием решения органа местного самоуправления, не являющегося арендодателем земельного участка, данное обстоятельство должно быть отражено в дополнительных соглашениях к договору или может быть воспринято сторонами существенным изменением обстоятельств, дающих право на изменение или расторжение договора (ст. 451 Гражданского кодекса).

В случаях же, когда орган местного самоуправления, принявший решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, является арендодателем данного земельного участка, такой орган не вправе уклоняться от заключения дополнительного соглашения в связи с изменившимся разрешенным использованием земельного участка. В противном случае это означало бы возможность одностороннего расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, по требованию арендодателя, что не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в частности, ст. 22 Земельного кодекса.

Что касается вопроса о приобретении некоммерческим партнерством земельного участка в аренду для жилищного строительства через участие в аукционе, Департамент недвижимости Минэкономразвития России сообщает.

Согласно п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных пп. 5 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Аукционы в отношении земельных участков для жилищного строительства проводятся при продаже таких земельных участков или при продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, за исключением случаев, установленных в п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса.

Однако следует отметить, что под понятием "предоставление земельных участков" подразумевается первичное приобретение прав лицами на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из представленных материалов земельный участок предоставлен некоммерческому партнерству на основании договора аренды земельного участка от 24.08.2007 N 23-20/1187 и его неотъемлемой части - соглашения к нему от 11.05.2010.

В связи с тем что договор аренды земельного участка уже заключен, изменение договора аренды нельзя признать предоставлением земельного участка, следовательно, проведение аукциона в данном случае не требуется.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

17.05.2011