Об отсутствии необходимости для изменения вида разрешенного использования земельного участка с "сельскохозяйственного производства" на "ведение крестьянского (фермерского) хозяйства" для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также об отсутствии возможности осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 мая 2011 г. N Д23-2060

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено контрольно-надзорными полномочиями в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, находящимся в их компетенции. По сути поставленных в обращении вопросов Департамент недвижимости Минэкономразвития России в пределах своей компетенции сообщает.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Вместе с тем согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Таким образом, ведение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в том числе на землях сельскохозяйственного назначения. В данном случае изменять вид разрешенного использования земельного участка с "сельскохозяйственного производства" на "ведение крестьянского (фермерского) хозяйства" не требуется.

Однако отмечаем, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 74-ФЗ в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства жилой дом не входит.

Согласно ст. 85 Земельного кодекса для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов.

Учитывая изложенное, возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, действующим законодательством не предусмотрена.

Дополнительно сообщаем, что Письмом от 11.04.2011 N 7097-АЛ/Д23 Минэкономразвития России согласовало проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанный членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г. А. Горбуновым, М. М. Капура, В. Н. Плотниковым, предусматривающий внесение изменений в действующее законодательство в части установления возможности строительства жилых домов на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Также сообщаем, что согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" отказ в принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

17.05.2011