В соответствии с условиями договора общество (заказчик) поручает исполнителю (белорусской организации) проведение на территории РФ пусконаладочных работ машины сварки. В стоимости услуг согласно договору учитывается НДС по ставке 18%. Должно ли в данном случае общество выполнять функцию налогового агента по НДС в отношении доходов белорусской организации?
Ответ: При заключении обществом с белорусской организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика, договора на выполнение пусконаладочных работ машины сварки общество является налоговым агентом по НДС. При этом общество обязано удержать из указанной в договоре стоимости, включающей сумму НДС, налог по расчетной ставке 18/118 и перечислить его в российский бюджет.
Обоснование: В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Согласно ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств государств Сторон.
Протокол между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" (далее - Протокол) был подписан 23.03.2007 и вступил в силу с 01.05.2008 (ст. 7 Протокола, Федеральный закон от 01.04.2008 N 34-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг").
Таким образом, с 01.05.2008 вопросы, связанные с порядком обложения НДС операций по реализации работ (услуг) между хозяйствующими субъектами РФ и Республики Беларусь, регулируются положениями Протокола.
Согласно ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве Стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства Стороны, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом или транспортными средствами, находящимися на территории государства этой Стороны. К таким работам, услугам относятся монтаж, сборка, обработка, переработка, ремонт, а также иные подобные работы, услуги.
В целях Протокола под движимым имуществом понимаются вещи, не относящиеся к недвижимости (земельным участкам, участкам недр, обособленным водным объектам и всему, что прочно связано с землей, то есть объектам, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе лесам, многолетним насаждениям, зданиям, сооружениям, трубопроводам, линиям электропередачи, космическим объектам, а также предприятиям как имущественным комплексам) и транспортным средствам (ст. 1).
Машина сварки относится к движимому имуществу (даже в случае, если использование машины сварки требует крепления к земле, она не может быть отнесена к недвижимому имуществу, поскольку указанное крепление не препятствует ее последующему перемещению и использованию по назначению).
Таким образом, поскольку работы связаны непосредственно с движимым имуществом (машиной сварки), находящимся на территории РФ, местом реализации работ, выполняемых белорусским исполнителем, будет являться РФ.
Следовательно, взимание НДС при выполнении работ должно осуществляться в РФ. При этом налоговая база, ставки НДС, порядок его взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с НК РФ (ст. 2 Протокола).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ при реализации работ, услуг, местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС. При этом НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные работы, услуги у иностранного лица, по расчетной ставке 18/118.
Таким образом, при заключении обществом с белорусской организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщика, договора на выполнение пусконаладочных работ машины сварки общество является налоговым агентом по НДС.
Сумма дохода от реализации - это цена работ (услуг), которая установлена в договоре.
То есть если согласно договору цена работ (услуг) определена с учетом НДС, то указанная сумма и будет являться налоговой базой.
Если в договоре определено, что цена указана без учета налогов, то налоговый агент определяет налоговую базу самостоятельно (то есть увеличивает стоимость работ (услуг) на сумму НДС).
В соответствии с рассматриваемым договором цена работ установлена с учетом НДС. То есть общество обязано удержать из указанной стоимости НДС по расчетной ставке 18/118 и перечислить его в бюджет. Белорусскому контрагенту подлежит перечислению сумма, определяемая как разница между стоимостью работ и НДС, перечисленным в российский бюджет.
Обязанность по составлению счетов-фактур в рассматриваемом случае возложена на налоговых агентов (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
О. Л.Ефимьева
Старший юрист
ЗАО "МСАй ФДП-Аваль"
17.05.2011