Политическая партия принимает денежные средства от юридических лиц на осуществление своей уставной деятельности и считает их целевыми поступлениями. В связи с этим указанные средства партия не включает в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Правомерны ли действия партии?

Ответ: Если денежные средства, полученные политической партией, удовлетворяют требованиям ст. 30 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон N 95-ФЗ), то они признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. В иных случаях указанные средства подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 95-ФЗ политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Общественные объединения - это одна из форм некоммерческих организаций. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

В силу норм ст. 246 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, российские организации (в том числе некоммерческие). Таким образом, политические партии являются плательщиками налога на прибыль.

В соответствии со ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Статьей 248 Кодекса предусмотрено, что к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы.

Определение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав дано в ст. 249 Кодекса, согласно которой выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом положений ст. 271 либо ст. 273 Кодекса.

При этом Кодексом предусмотрено, что не все доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В частности, согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Статья 30 Закона N 95-ФЗ содержит основные положения, касающиеся пожертвований политической партии и ее региональным отделениям.

Так, п. 1 вышеуказанной статьи Закона N 95-ФЗ предусмотрено, что политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.

Кроме того, указанная статья в п. 3 приводит перечень источников, от которых не допускается принятие пожертвований.

Учитывая изложенное, если пожертвования, полученные политической партией, удовлетворяют требованиям ст. 30 Закона N 95-ФЗ, то они признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В иных случаях полученные партией средства учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

17.05.2011