Создаваемый удостоверяющий центр впоследствии намерен представить заявление и необходимые документы для получения добровольной аккредитации. Вправе ли удостоверяющий центр рассчитывать на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на расходы, понесенные в связи с получением аккредитации?

Ответ: Да. Расходы удостоверяющего центра на получение аккредитации являются обоснованными и при их документальном подтверждении могут быть учтены удостоверяющим центром в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С 08.04.2011 начал действовать Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

В ст. 2 Закона N 63-ФЗ приведены основные понятия, используемые для целей Закона N 63-ФЗ.

Согласно п. 7 ст. 2 Закона N 63-ФЗ удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона N 63-ФЗ аккредитация удостоверяющего центра - это признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям Закона N 63-ФЗ.

Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Закона N 63-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 63-ФЗ аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.

Частью 1 ст. 15 Закона N 63-ФЗ установлено, что удостоверяющий центр, получивший аккредитацию, является аккредитованным удостоверяющим центром.

Порядок проведения аккредитации в Российской Федерации регламентируется Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 30.12.1999 N 72 (далее - Общие правила).

В соответствии с п. 1.1 Общих правил аккредитация представляет собой процедуру, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов.

В разд. II Общих правил приведены основные цели аккредитации.

Так, согласно п. 2.1 разд. II Общих правил основными целями аккредитации являются:

- обеспечение доверия потребителей к деятельности по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям;

- создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на национальном и международном уровне.

Очевидно, что достижение вышеприведенных целей позволит аккредитованному удостоверяющему центру привлечь большее число клиентов, прочно "закрепиться" на рынке услуг, а следовательно, добиться более высоких финансовых результатов при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Иными словами, расходы на получение аккредитации являются обоснованными и при их документальном подтверждении могут быть учтены удостоверяющим центром в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

17.05.2011