Создаваемый удостоверяющий центр впоследствии намерен представить заявление и необходимые документы для получения добровольной аккредитации. Вправе ли удостоверяющий центр рассчитывать на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на расходы, понесенные в связи с получением аккредитации?
Ответ: Да. Расходы удостоверяющего центра на получение аккредитации являются обоснованными и при их документальном подтверждении могут быть учтены удостоверяющим центром в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С 08.04.2011 начал действовать Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
В ст. 2 Закона N 63-ФЗ приведены основные понятия, используемые для целей Закона N 63-ФЗ.
Согласно п. 7 ст. 2 Закона N 63-ФЗ удостоверяющий центр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона N 63-ФЗ аккредитация удостоверяющего центра - это признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям Закона N 63-ФЗ.
Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Закона N 63-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 63-ФЗ аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.
Частью 1 ст. 15 Закона N 63-ФЗ установлено, что удостоверяющий центр, получивший аккредитацию, является аккредитованным удостоверяющим центром.
Порядок проведения аккредитации в Российской Федерации регламентируется Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 30.12.1999 N 72 (далее - Общие правила).
В соответствии с п. 1.1 Общих правил аккредитация представляет собой процедуру, по результатам которой аккредитующий орган выдает аттестат аккредитации, удостоверяющий, что субъект является компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия установленным требованиям качества и безопасности продукции, производственных процессов, услуг и других объектов.
В разд. II Общих правил приведены основные цели аккредитации.
Так, согласно п. 2.1 разд. II Общих правил основными целями аккредитации являются:
- обеспечение доверия потребителей к деятельности по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям;
- создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на национальном и международном уровне.
Очевидно, что достижение вышеприведенных целей позволит аккредитованному удостоверяющему центру привлечь большее число клиентов, прочно "закрепиться" на рынке услуг, а следовательно, добиться более высоких финансовых результатов при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Иными словами, расходы на получение аккредитации являются обоснованными и при их документальном подтверждении могут быть учтены удостоверяющим центром в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
17.05.2011