В рамках контроля за налоговым органом вышестоящим налоговым органом была назначена повторная выездная проверка организации, в которой в составе проверяющей группы принимали участие работники контролируемого нижестоящего налогового органа
Может ли данный факт служить основанием для отмены решения вышестоящего налогового органа о проведении проверки?
Ответ: Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на привлечение вышестоящим налоговым органом, проводящим повторную выездную проверку организации в рамках контроля деятельности нижестоящего налогового органа, работников проверяемого налогового органа, однако данный факт может являться основанием для обращения организации в суд с целью отмены решения о назначении проверки.
Обоснование: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Согласно абз. 1 и 2 п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в п. 5 данной статьи, не действуют.
Абзацами 4 и 5 п. 10 ст. 89 НК РФ установлено, что повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
На основании п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Из вышеуказанного следует, что НК РФ не запрещает привлечение в рамках контроля за налоговым органом вышестоящим налоговым органом при повторной выездной проверке организации в составе проверяющей группы работников контролируемого налогового органа, что также подтверждается действующей арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2008 N А19-11393/07-40-Ф02-449/08 (Определением ВАС РФ от 26.05.2008 N 6707/08 было отказано для пересмотра данного дела в порядке надзора)).
К аналогичным выводам приходили и иные судебные инстанции (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 27.10.2010 N Ф09-8198/10-С3, Второго арбитражного апелляционного суда от 22.02.2006 по делу N А29-10582/05а).
Анализ буквального толкования норм абз. 4 и 5 п. 10 ст. 89 НК РФ позволяет сделать вывод, что цель повторной выездной налоговой проверки, проводимой вышестоящим налоговым органом, заключается именно в контроле налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку, а не в повторной проверке организации, а значит, если в составе проверяющей группы принимают участие только работники контролируемого налогового органа, то истинная цель такой проверки не будет достигнута, так как контролируемый налоговый орган в лице своих работников, получается, контролирует сам себя.
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Таким образом, организация вправе обратиться в суд об отмене решения вышестоящего налогового органа, принятого в результате повторной выездной проверки организации в рамках контроля за налоговым органом вышестоящим налоговым органом, в которой в составе проверяющей группы принимали участие работники контролируемого налогового органа.
Н. В.Савин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.05.2011