По требованию налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль организация представила копии документов, изготовленные на черновиках, оборотная сторона которых содержит информацию, не имеющую отношения к предмету камеральной налоговой проверки
Есть ли основания для признания правомерными действий налогового органа, привлекшего к ответственности организацию на основании п. 1 ст. 126 НК РФ?
Ответ: Случай, когда налоговый орган привлек организацию к ответственности на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за представление копий документов, изготовленных на черновиках, оборотная сторона которых содержит информацию, не имеющую отношения к предмету камеральной налоговой проверки, может быть предметом судебного разбирательства.
Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Пунктом 1 ст. 93 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Подпунктом 29 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 N 28 (далее - ГОСТ Р 51141-98), определено, что копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы. Аналогичные определения копии документа содержатся в п. 3.2 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76, п. 4 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 477.
На основании пп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98 заверенная копия документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Согласно пп. 27 п. 2 ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст (далее - ГОСТ Р 6.30-2003), при подготовке и оформлении документов в состав реквизитов входит отметка об исполнителе.
В п. 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003 указано, что отметка об исполнителе включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.
Аналогичная позиция выражена в Письме Минфина России от 01.02.2010 N 03-02-07/1-35, исходя из разъяснений которого можно сделать вывод, что оборотная сторона отводится для отметки об исполнителе документа (инициалы, фамилия и номер телефона исполнителя), поэтому представлять копии на черновиках, оборотная сторона которых содержит какую-либо информацию, организации не стоит.
На основании вышеуказанного следует, что требования представлять копии документов, изготовленных исключительно на чистых листах, нормативно-правовыми актами не установлено, а установлено лишь, что на оборотной стороне листа документа может содержаться отметка об исполнителе.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Прямое толкование нормы п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривает привлечение налоговым органом организации к ответственности только за непредставление требуемых документов в установленный срок, следовательно, привлечение налоговым органом к ответственности организации на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за представление копий документов, изготовленных на черновиках, оборотная сторона которых содержит информацию, не имеющую отношения к предмету камеральной налоговой проверки, является неправомерным.
Арбитражная практика по данному вопросу до настоящего времени не сложилась.
Таким образом, неправомерность привлечения налоговым органом к ответственности организации на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за представление копий документов, изготовленных на черновиках, оборотная сторона которых содержит информацию, не имеющую отношения к предмету камеральной налоговой проверки, организация вправе доказывать в суде.
Н. В.Савин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.05.2011