Организацией в ходе проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль подавалось заявление в налоговый орган с просьбой проинформировать о результатах камеральной налоговой проверки. По окончании камеральной налоговой проверки налоговый орган не выявил нарушений НК РФ организацией, в результате чего не составил и не представил акт камеральной налоговой проверки. Какой-либо дополнительной информации (ответа на запрос налогоплательщика) налоговым органом также не предоставлялось

Есть ли основания для признания неправомерными действий налогового органа, не предоставившего организации информацию относительно результатов камеральной налоговой проверки в таком случае?

Ответ: Если организацией в ходе проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль был направлен запрос в налоговый орган с просьбой проинформировать о результатах камеральной налоговой проверки организацию с целью подтверждения правильности применения законодательства, то следует учитывать, что обязанности по составлению и представлению налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки по окончании камеральной налоговой проверки налоговым органом в случае, когда фактов нарушения налогового законодательства выявлено не было, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, а случай непредставления налоговым органом ответа на запрос налогоплательщика может быть признан судом неправомерным.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

На основании вышеуказанного следует, что налоговый орган в случае невыявления в результате камеральной проверки нарушений налогового законодательства не обязан составлять акт камеральной налоговой проверки, так как НК РФ не устанавливает такой обязанности.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Пунктом 4.3.2.1 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее - Регламент), установлено, что запросы налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах, сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности, поступившие от налогоплательщиков в инспекцию ФНС России по почте или лично, зарегистрированные отделом финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), направляются руководителем или его заместителем в установленном порядке в отдел работы с налогоплательщиками для подготовки ответов.

В отделе работы с налогоплательщиками запросы налогоплательщиков, поступившие в налоговый орган в письменной форме не позднее следующего дня, подлежат регистрации в информационном ресурсе налогового органа.

В силу п. 4.3.2.3 Регламента ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Согласно п. 4.3.2.4 Регламента ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием Ф. И.О., номера телефона исполнителя.

Следовательно, налоговые органы обязаны представить ответ по запросу налогоплательщика о действующем законодательстве о налогах, сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и других вопросах, рассмотрение которых относится к компетенции налоговых органов.

ФАС Поволжского округа в своем Постановлении от 18.02.2009 N А55-10190/2008 отмечает, что отсутствие указания в ст. 88 НК РФ на информирование налогоплательщика о результатах камеральной проверки в случае необнаружения факта налогового правонарушения не исключает права налогоплательщика на получение такой информации, как и обязанности налогового органа предоставить указанную информацию по требованию налогоплательщика (см., например, Определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6946/09).

Таким образом, на основании вышеуказанного следует, что если организацией в ходе проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль подавался запрос в налоговый орган с просьбой проинформировать о результатах камеральной налоговой проверки, то налоговый орган обязан был направить ответ на запрос налогоплательщика.

Н. В.Савин

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

16.05.2011