Организация уплачивает взносы за своих работников в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) по договору негосударственного пенсионного обеспечения. При этом используется пенсионная схема, позволяющая учитывать указанные взносы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ

Пенсионными правилами НПФ не предусмотрено частичное изъятие средств пенсионных резервов по действующему договору негосударственного пенсионного обеспечения, поэтому при увольнении работника до наступления пенсионных оснований средства с пенсионного счета данного работника перераспределяются на пенсионные счета других работников в соответствии с распорядительным письмом организации. При этом организация не корректирует налоговую базу по налогу на прибыль.

Правомерны ли действия организации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2011 г. N 03-03-06/3/1

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли взносов в негосударственные пенсионные фонды и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

Пунктом 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ установлено, что пенсионный договор должен содержать, в частности, положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов.

Порядок и условия внесения пенсионных взносов в фонд содержатся в пенсионных правилах фонда, определяющих порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (п. 2 ст. 9 Закона N 75-ФЗ).

Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены виды расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.

В соответствии с п. 16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В п. 16 ст. 255 Кодекса указано, что в случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Статьей 77 Трудового кодекса Российской Федерации установлены общие основания прекращения трудового договора.

Согласно абз. 8 п. 16 ст. 255 Кодекса в случае внесения изменений в условия договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям п. 16 ст. 255 Кодекса, или в случае расторжения указанного договора в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников) взносы работодателя по такому договору в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения таких изменений в условия указанного договора и (или) сокращения сроков действия этого договора либо его расторжения.

В соответствии со ст. ст. 9 и 12 Закона N 75-ФЗ определение ряда условий осуществления деятельности фонда, в том числе существенных, не установленных законодательством Российской Федерации, отнесено к пенсионным правилам фонда, а также договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с вкладчиками (участниками) фонда.

Таким образом, перераспределение обязательств с одного пенсионного счета на другие возможно лишь в случаях, установленных пенсионными правилами фонда и договорами негосударственного пенсионного обеспечения.

Учитывая изложенное, даже если пенсионными правилами фонда и договорами негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрено перераспределение средств со счетов уволенных работников на счета других сотрудников организации, для целей налогового учета в данном случае суммы, ранее учтенные в составе расходов организации, должны быть восстановлены в доходах.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

16.05.2011