Налоговая инспекция подала в арбитражный суд заявление о ликвидации хозяйственного общества, созданного с нарушением закона, ссылаясь на то, что физическое лицо, которое указано учредителем организации, не подписывало документов о ее создании. Данный факт нашел подтверждение в суде. На кого суд может возложить обязанность по ликвидации общества в случае удовлетворения заявления налогового органа, имея в виду отсутствие учредителей, а также иных законно избранных органов управления общества?
Ответ: В случае отсутствия учредителей обязанность по ликвидации общества может быть возложена на его участников либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. В случае отсутствия и учредителей, и участников общества, и органа, уполномоченного на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, суд должен назначить ликвидатора и поручить ему осуществить ликвидацию юридического лица по правилам законодательства о банкротстве. Обязанность по ликвидации не может быть возложена на налоговый орган, обратившийся с заявлением о ликвидации.
Обоснование: По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право предъявлять иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ.
В п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" говорится о праве регистрирующего органа на обращение с иском в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 61 ГК РФ).
Таким образом, исходя из данной нормы можно сделать вывод о том, что в случае отсутствия учредителей обязанность по ликвидации общества может быть возложена на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
Так, в одном случае ввиду отсутствия учредителя и наличия у общества иных участников обязанность по ликвидации общества была возложена на них (Постановление ФАС Уральского округа от 17.11.2010 по делу N Ф09-9654/10-С4).
На практике в случае установления факта отсутствия учредителей ликвидируемого общества суды нередко возлагали обязанность по ликвидации общества на налоговые органы. Но последние успешно обжаловали такие решения (Постановления ФАС Московского округа от 07.03.2003 по делу N КГ-А40/924-03, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2004 N А33-16349/03-С2-Ф02-1848/04-С2, ФАС Центрального округа от 20.10.1999 N А35-4372/98-С12).
В п. 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), содержащегося в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", разъяснено, что действующее законодательство не предусматривает возможности возложения обязанностей по осуществлению ликвидации юридического лица на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица.
В некоторых случаях суды принимают решение о предоставлении налоговым органам права на проведение мероприятий по ликвидации общества и возложении обязанности по ликвидации с возможностью последующего возмещения расходов за счет ликвидируемого общества (Постановления ФАС Уральского округа от 08.05.2003 N Ф09-1081/03-ГК по делу N А60-2780/03 и от 08.05.2003 N Ф09-1082/03-ГК по делу N А60-1303/03).
Что же делать в случае отсутствия и учредителей, и участников общества, и органа, уполномоченного на ликвидацию юридического лица его учредительными документами?
Очевидно, что в рассматриваемой ситуации направление регистрирующими (налоговыми) органами исковых заявлений о ликвидации юридических лиц перечисленных выше категорий в порядке ст. 61 ГК РФ не достигает целей ликвидации.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица.
При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и тому подобных, суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).
По мнению самих налоговых органов, такой порядок применим в случае, если учредителями и (или) должностными лицами организации, уполномоченными на ликвидацию, являются лица, на момент регистрации умершие или признанные судом безвестно отсутствующими. По вопросу ликвидации юридических лиц, зарегистрированных по утерянным паспортам, налоговый орган считает, что ликвидация такого юридического лица должна осуществляться лицом, чей паспорт был утерян и которое фактически является его учредителем (Письмо МНС России от 17.09.2004 N 09-1-03/3716@).
А. В.Улыбина
Эксперт
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
15.05.2011