Налоговым органом извещение о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, проведенной в отношении организации, было передано телефонограммой на телефон единственного исполнительного органа, уточненный в ходе проведения выездной налоговой проверки. Организация считает, что налоговый орган не сообщил надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки

Есть ли основания для признания правомерной позиции организации?

Ответ: Если налоговым органом извещение о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, проведенной в отношении организации, было передано телефонограммой на телефон единственного исполнительного органа, уточненный в ходе проведения выездной налоговой проверки, в результате чего организация считает, что налоговый орган не сообщил надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, правомерность своего мнения организации, очевидно, придется доказывать в суде.

Обоснование: В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

В силу п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

На основании п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного п. 7 данной статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

На основании анализа вышеуказанных норм НК РФ следует, что налоговый орган обязан сообщить организации о времени и месте рассмотрения налоговой проверки надлежащим образом, каким именно, законодательством не учтено.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так, например, ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 08.09.2008 N Ф09-6369/08-С2 установил, что налоговым органом письменное уведомление, подписанное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, о рассмотрении материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля предпринимателю не направлялось, что является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а представленные телефонограммы не могут быть признаны надлежащими доказательствами извещения налогоплательщика, так как не подписаны руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не содержат текста разговора (Определением ВАС РФ от 14.01.2009 N ВАС-17276/08 было отказано в пересмотре данного дела в порядке надзора). К аналогичным выводам пришел также ФАС Поволжского округа в Постановлениях от 10.04.2009 N А57-23548/2007, от 31.03.2009 N А65-12764/2008.

Противоположная позиция содержится в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.04.2009 N А65-11142/2008, где суд устанавливает: предприниматель, в отношении которого проводилась налоговая проверка, уведомлялся о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что указано в акте налоговой проверки от 15.02.2008 и подтверждается телефонограммой, полученной предпринимателем лично (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 26.12.2008 N А65-11229/2008).

Таким образом, если налоговым органом извещение о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, проведенной в отношении организации, было передано телефонограммой на телефон единственного исполнительного органа, уточненный в ходе проведения выездной налоговой проверки, в результате чего организация считает, что налоговый орган не сообщил надлежащим образом о времени и месте рассмотрения выездной налоговой проверки, правомерность своего мнения организации, очевидно, придется доказывать в суде.

Н. В.Савин

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

13.05.2011