Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров
Вышеуказанным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса установлен ограниченный перечень транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых НДС по ставке 0 процентов. В данный перечень включены:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов;
- прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
- услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовые услуги, таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировка грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров;
- хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В рамках заключенных договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание нефтеналивных грузов, вывозимых за пределы РФ, ЗАО оказывает услуги по организации перевалки указанных грузов в морском порту с использованием технологического оборудования порта от зоны ответственности нефтебазы до борта морского судна, а также услуги по оформлению товарно-транспортных документов, по ведению учета поставляемого для перевалки груза, по оформлению грузовых (судовых) документов, по представлению интересов клиентов в таможенных органах, в том числе оформлению поручений на погрузку. Кроме того, ЗАО выполняет другие действия, связанные с организацией перевалки грузов, вывозимых за пределы Российской Федерации.
Таким образом, оказываемые услуги непосредственно связаны с перевозкой груза, оказываются в целях обеспечения и организации перевозочного процесса и доставки груза до конечной точки назначения, расположенной за пределами территории РФ.
Правомерно ли применение организацией ставки НДС 0 процентов в отношении услуг, оказанных по договору транспортной экспедиции, при транспортировке товаров от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до борта иностранного судна, находящегося в российском порту?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 2011 г. N 03-07-08/146
В связи с письмом о размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой российской организацией в отношении услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом международной перевозкой товаров признается перевозка морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг при перевозке товаров между пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой - на территории иностранного государства.
В случае заключения договора на транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации (от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до борта иностранного судна, находящегося в российском порту), такие услуги подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18 процентов.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
12.05.2011