Вправе ли общее собрание акционеров отменить принятое ранее решение об увеличении уставного капитала общества в случае, если размещение акций уже произведено, но отчет об итогах выпуска ФСФР России еще не зарегистрирован?

Ответ: Нет, по нашему мнению, общее собрание акционеров не вправе отменить принятое ранее решение об увеличении уставного капитала общества в случае, если размещение акций уже произведено, но отчет об итогах выпуска ФСФР России еще не зарегистрирован.

Обоснование: Деятельность акционерных обществ (открытых и закрытых) регулируется ст. ст. 96 - 104 Гражданского кодекса РФ, а также Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ).

Согласно действующему законодательству уставный капитал акционерного общества не является неизменной величиной. Согласно п. 1 ст. 100 ГК РФ, п. 1 ст. 28 Закона N 208-ФЗ акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или путем выпуска (размещения) дополнительных акций. В рассматриваемой ситуации, исходя из условий вопроса, можно сделать вывод, что увеличение уставного капитала АО производится путем выпуска дополнительных акций.

Основными нормативными актами, регулирующими процедуру увеличения уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, являются ГК РФ, Закон N 208-ФЗ, Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ). Порядок увеличения уставного капитала еще более детально определен в подзаконном нормативном акте - Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (в ред. Приказа ФСФР России от 20.07.2010 N 10-48/пз-н) (далее - Стандарты).

При решении поставленной в условии проблемы необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос о возможности самостоятельной (внесудебной) отмены общим собранием акционеров ранее принятого им решения. Здесь возможны три подхода.

Представители первой точки зрения исходят из того, что если отсутствуют процедурные нарушения при проведении общего собрания акционеров, то общее собрание акционеров вправе внести исправления или изменения в ранее принятое решение (изменить его в части) или отменить в целях устранения выявленных ошибок или учета изменившихся обстоятельств. В качестве правового обоснования представители данной позиции приводят довод о том, что прямого запрета на отмену общим собранием своего решения в Законе N 208-ФЗ нет. Фактически в данной ситуации общее собрание акционеров однажды приняло решение по вопросу, относящемуся к его компетенции. Впоследствии общее собрание приняло решение по тому же вопросу, также относящемуся к его компетенции, но решение иное. Данная точка зрения нашла свое отражение в Постановлении ФАС Центрального округа от 04.03.2008 по делу N А68-2450/07-61/16. Давая оценку законности внесения в повестку дня общего собрания акционеров спорного вопроса, суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактически планировалось повторно обсудить вопросы, ранее рассмотренные общим собранием акционеров, относящиеся в соответствии со ст. 48 Закона N 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров, то есть повторное их рассмотрение не противоречит закону.

Представители второй точки зрения считают, что компетенция общего собрания акционеров строго определена в Законе N 208-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию. Запрет отмены общим собранием акционеров своих собственных решений содержится в п. 3 ст. 48 Закона N 208-ФЗ: общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом N 208-ФЗ. Закон N 208-ФЗ не предусматривает механизма отзыва или отмены решений общего собрания акционеров. Следовательно, отмена или признание недействительным решения общего собрания акционеров иначе как в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрены. Данная позиция (в основном в отношении отмены общим собранием акционеров решений о перераспределении прибыли) поддерживается арбитражной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.07.2001 по делу N А28-951/01-4/12).

И, наконец, третий подход представляется наиболее сбалансированным и заключается в том, что органы управления общества вправе изменять или отменять свои решения, если при этом не нарушаются требования законодательства или устава общества, а также права и законные интересы других лиц. Изменение или отмена решения органа управления общества производятся этим органом с соблюдением того же порядка и условий, что и принятие этого решения. Именно данная позиция наиболее адекватно отражает положение дел в рассматриваемой ситуации, когда размещение акций уже произведено, но отчет об итогах выпуска ФСФР России еще не зарегистрирован. Под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается их отчуждение эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона N 39-ФЗ). Следовательно, акции признаются размещенными независимо от того, был ли зарегистрирован отчет об итогах их выпуска (ст. 25 Закона N 39-ФЗ). В данном случае отмена решения общим собранием акционеров, безусловно, нарушит права лиц, которые приобрели акции у эмитента.

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг состоит из этапов, указанных в п. 1 ст. 19 Закона N 39-ФЗ и проходящих в установленной Законом N 39-ФЗ последовательности. Законом N 39-ФЗ не предусмотрена возможность отмены общим собранием акционеров решения об увеличении уставного капитала и нарушение последовательности этапов эмиссии акций.

Таким образом, нарушение данной последовательности законом не допускается. Более того, нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг может повлечь административную (ст. 15.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или уголовную (ст. 185 Уголовного кодекса РФ) ответственность.

Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Закона N 39-ФЗ, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено Законом N 39-ФЗ (см. также п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 N 63 "Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным"). То обстоятельство, что акции были размещены согласно условию вопроса, свидетельствует о том, что государственная регистрация решения о выпуске состоялась. Согласно п. 3 ст. 17 Закона N 39-ФЗ эмитент не вправе изменить решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленных этим решением, после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Представляется, что отмена решения об увеличении уставного капитала (на основе решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала принимается решение о дополнительном выпуске) также не допускается после государственной регистрации выпуска.

Таким образом, если общее собрание акционеров намерено отменить свое решение об увеличении уставного капитала АО, то единственным вариантом действий в данном случае является модель, закрепленная в п. п. 3 и 4 ст. 26 Закона N 39-ФЗ. Согласно п. 4 указанной статьи с момента государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или до представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг заявление в суд требований о признании решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и иных принятых в связи с осуществлением эмиссии ценных бумаг решений эмитента, решения регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительными возможно только одновременно с заявлением требования о признании соответствующего выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным. В силу п. 3 ст. 26 Закона N 39-ФЗ выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан недействительным на основании решения суда по иску участника (акционера) эмитента или владельца эмиссионных ценных бумаг эмитента того же вида, категории (типа), что и эмиссионные ценные бумаги выпуска (дополнительного выпуска) по основаниям, предусмотренным данным пунктом.

А. А.Черная

Юрист

Адвокатское бюро

"Михайленко, Сокол и партнеры"

11.05.2011