Организация А в установленном порядке признана победителем запроса котировок на оказание юридических услуг в IV квартале 2010 г. для нужд государственного бюджетного учреждения. Ранее (в I, II и III кварталах 2010 г.) победителем запросов котировок с аналогичным предметом, но относительно соответствующего периода (I, II и III кварталов 2010 г.) была другая организация Б

Должна ли данная организация Б оказывать содействие организации А при исполнении контракта в IV квартале 2010 г., в частности, по предоставлению определенных документов, связанных с оказанием в соответствующем периоде юридических услуг учреждению?

Ответ: Если организация А в установленном порядке была признана победителем запроса котировок на оказание юридических услуг в IV квартале 2010 г. для нужд государственного бюджетного учреждения, а в предыдущих кварталах (в I, II, III кварталах 2010 г.) победителем запросов котировок с аналогичным предметом договора была другая организация Б, то организация Б не должна была оказывать содействие организации А при исполнении контракта, в частности, по предоставлению определенных документов, связанных с оказанием в соответствующем периоде юридических услуг учреждению.

Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.

Частью 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала (ч. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ).

При этом согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Исходя из изложенного контракт, заключенный по результатам размещения заказа, в том числе путем запроса котировок, исполняется победителем в соответствии с его условиями. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность содействия, которое третьи лица обязаны оказывать исполнителю по контракту. При этом заключение такого контракта, его исполнение являются предпринимательской деятельностью, а следовательно, осуществляются на собственный риск победителя соответствующей процедуры размещения заказа.

При этом характер оказываемых по контракту услуг значения в рассматриваемом случае не имеет.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

11.05.2011