В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом были выявлены как недоплата налога, так и его излишняя уплата. Должен ли налоговый орган самостоятельно учесть сумму излишне уплаченного налога при определении размера недоимки по налогу по результатам проверки или налогоплательщику необходимо подать уточненную налоговую декларацию?

Ответ: Действующее законодательство прямого ответа на вопрос об обязанности налогового органа, выявившего в ходе налоговой проверки как наличие недоимки, как и переплату по одному налогу, не содержит. Однако из системного толкования норм части первой Налогового кодекса РФ в судебной практике делается вывод о том, что в ходе проверки налоговый орган обязан установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога и самостоятельно учесть суммы излишне уплаченных налогов при определении итоговых размеров доначислений по результатам проверки.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

При этом налоговое законодательство не предусматривает такого последствия непредставления уточненной налоговой декларации, как невозможность осуществления соответствующего перерасчета налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки.

Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Следовательно, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган должен самостоятельно установить размер действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов с учетом всех показателей, влияющих на формирование налоговой базы, как выявленных в ходе проверки, так и отраженных в бухгалтерском и налоговом учете (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2009 по делу N А26-6592/2008, ФАС Московского округа от 10.11.2010 N КА-А40/13151-10 по делу N А40-159184/09-127-1262, ФАС Уральского округа от 31.01.2011 N Ф09-11137/10-С3 по делу N А71-2466/2010А25, от 17.11.2009 N Ф09-8984/09-С3 по делу N А76-4415/2009-47-29).

А. В.Суворова

Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

10.05.2011