Правомерно ли включить в расходы поставщика по налогу на прибыль разовую премию за включение товарных позиций в ассортимент покупателя (вхождение в сеть на правах поставщика)?
Ответ: Выплата разовой премии за включение товарных позиций в ассортимент покупателя может быть учтена в составе расходов поставщика, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Однако, принимая во внимание мнение финансового ведомства, такую позицию налогоплательщику, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке.
Обоснование: В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия же договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, стороны договора поставки вправе включить в текст такового любые условия относительно взаимных прав и обязанностей, если нормативными правовыми актами в данной части не установлено каких-либо ограничений. Некоторые ограничения на выплату премий и бонусов покупателям установлены, в частности, ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Так, согласно ч. 4 - 5 ст. 9 данного Закона соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом не допускается выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ.
В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ в составе внереализационных расходов могут быть учтены расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора.
Однако официальная позиция заключается в том, что затраты в виде платы покупателю за сам факт заключения с поставщиком договора поставки, затраты в виде платы поставщиком покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и/или дополнительного места в магазине также не могут быть учтены поставщиком в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Все перечисленные действия осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика. Такое мнение изложено в Письме Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247.
Позднее в Письме от 12.04.2010 N 03-03-06/1/251 Минфин России указал, что расходы хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в виде вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, помимо предусмотренного ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ, в целях налогообложения прибыли не учитываются.
По нашему мнению, если выплата указанной премии, в соответствии со ст. 252 НК РФ, является экономически обоснованным и документально подтвержденным расходом и осуществляется на основании заключенного сторонами договора (документов, подтверждающих выполнение соответствующих условий), таковая может быть учтена в составе расходов в целях налогообложения прибыли как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо в составе внереализационных расходов в качестве премии (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик должен принять самостоятельное решение об отнесении им платы за включение товарных позиций в ассортимент покупателя в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. При этом, принимая во внимание мнение финансового ведомства, такую позицию организации, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке.
А. А.Куликов
ООО "КАДИС"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
10.05.2011