Физическое лицо представило в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2010 г. с целью воспользоваться социальными налоговыми вычетами и вернуть сумму излишне уплаченного НДФЛ. Одновременно с декларацией представлено заявление на возврат налога. Налоговый орган отказал в принятии данного документа, мотивируя это тем, что заявление на возврат может быть подано налогоплательщиком только по окончании камеральной налоговой проверки декларации (по истечении 3 месяцев). Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Отказ налогового органа в приеме заявления о возврате НДФЛ, представленного вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ, не основан на нормах действующего законодательства.

Обоснование: В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Вместе с тем в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ, - в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Таким образом, налоговым законодательством не оговорены какие-либо сроки представления заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога (предусмотрен лишь срок его возврата).

Не оговорены названные сроки и во внутренних документах ФНС России. Так, в п. 2.2.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@, установлено, что отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием от налогоплательщиков - организаций и физических лиц всех видов документов, относящихся к компетенции налоговых органов. На втором экземпляре представленных документов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками проставляет по просьбе налогоплательщика отметку о принятии и дату представления заявления.

Названный нормативный акт не содержит каких-либо причин в отказе принятия заявления о возврате налога до момента истечения срока проведения камеральной проверки.

По-видимому, отказ в приеме соответствующего заявления налогоплательщика основан на формальном стремлении налогового органа к соблюдению месячного срока возврата НДФЛ со дня подачи заявления, однако он не основан на нормах действующего законодательства.

При этом следует обратить внимание на Письмо ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@, согласно которому в целях создания режима наибольшего благоприятствования при реализации налогоплательщиками предоставленного им гл. 23 НК РФ права на уменьшение налоговой базы по НДФЛ в связи с использованием полагающихся им социальных налоговых вычетов при проведении налоговыми органами камеральных налоговых проверок деклараций по НДФЛ, представленных налогоплательщиками в целях получения полагающихся им социальных налоговых вычетов, рекомендуется соблюдать месячный срок рассмотрения таких деклараций, если налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией и письменным заявлением представлены копии соответствующих подтверждающих документов.

А. В.Телегус

Член Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

05.05.2011