Об отсутствии оснований для расторжения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности РФ и предоставленного для строительства реабилитационного центра и базы отдыха, в связи с переводом земель из одной категории в другую для выполнения условий лесного конкурса в части строительства указанных объектов, а также о порядке предоставления в аренду земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов (конкурсов, аукционов)

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 мая 2011 г. N Д23-1876

Минэкономразвития России рассмотрело обращение общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) по вопросу предоставления в аренду земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, для строительства реабилитационного центра и базы отдыха и сообщает.

Из обращения общества следует, что лесной участок площадью 3,5 га по результатам конкурса 27 декабря 2004 г. был предоставлен обществу в аренду на 49 лет для строительства рекреационного центра и базы отдыха.

В соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными Приказом Минприроды России от 24.04.2007 N 108, при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускаются возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).

Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.

Таким образом, если в лесном плане субъекта Российской Федерации не определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, то выполнение условий лесного конкурса в части строительства реабилитационного центра и базы отдыха возможно только при переводе земельного участка из категории земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 10-р указанный земельный участок был переведен из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Необходимо отметить, что названным Распоряжением были лишь изменены категория и целевое назначение уже сформированного земельного участка. При этом указанный перевод никак не повлиял на имущественные отношения - рассматриваемый земельный участок по-прежнему находился в собственности Российской Федерации, однако полномочия собственника в отношении участка в результате перевода теперь должно было осуществлять Росимущество, а не агентство лесного хозяйства (переданное полномочие).

Таким образом, между обществом и Росимуществом должно было быть заключено дополнительное соглашение о замене в договоре аренды агентства лесного хозяйства Росимуществом. При этом данная замена, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не должна была повлечь для арендатора каких-либо отрицательных последствий, связанных с прекращением права аренды, так как данный земельный участок, в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не относился к землям, изъятым из оборота, а также к землям, ограниченным в обороте.

Действующим законодательством не предусмотрено обязательное расторжение договора аренды земельного участка при переводе земель из одной категории в другую.

Таким образом, требования территориального управления Росимущества о расторжении договора аренды, заключенного между агентством лесного хозяйства и обществом в связи с переводом земель из одной категории в другую, о котором сообщается в обращении, не соответствуют положениям действующего законодательства Российской Федерации.

Как следует из обращения, обществом был расторгнут договор аренды в связи с выполнением указанного требования территориального управления Росимущества.

В соответствии с п. 1 ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Таким образом, в случае если указанный в обращении факт расторжения договора аренды земельного участка по требованию территориального управления Росимущества подтвердится, то это может рассматриваться в качестве основания для признания судом данной сделки недействительной по основаниям, предусмотренным ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Для приобретения земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. При этом выбор земельного участка должен быть осуществлен в соответствии с положениями ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи (развитие застроенной территории).

При этом в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для строительства без предварительного согласования места размещения объекта без проведения торгов (конкурсов, аукционов) возможно на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Таким образом, для предоставления ООО земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка. При выполнении условия о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка, а также получении единственной заявки возможно предоставление земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Директор

Департамента недвижимости

А. И.ИВАКИН

04.05.2011