О преимущественном праве на приобретение арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, не включенного в перечень государственного или муниципального имущества, утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, при условии соблюдения требований норм ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 мая 2011 г. N Д05-1392
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу, связанному с реализацией положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отнесенных к его ведению сферах деятельности.
Вместе с тем согласно Положению Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
Для информации сообщаем, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ преимущественное право на приобретение арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в ч. 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в ч. 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Таким образом, фактическое отсутствие объектов недвижимости, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в перечне муниципального имущества, утвержденном органами местного самоуправления для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, позволяет последним в случае удовлетворения требованиям норм ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ воспользоваться преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества.
Дополнительно отмечаем, что согласно абз. 2 п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд может признать наличие у арендатора права на приобретение в том случае, если после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Одновременно сообщаем, что в целях получения информации о мерах имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории области заявитель вправе обратиться в Государственный комитет по экономическому развитию, промышленности и инвестициям области.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
В. Ю.МЕЛЬНИКОВ
04.05.2011