Электронные деньги - фикция?

(Левашов С.)

("ЭЖ-Юрист", 2005, N 48)

Текст документа

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ - ФИКЦИЯ?

С. ЛЕВАШОВ

Сергей Левашов, юрист.

При отсутствии нормативно-правового регулирования правоотношения между участниками расчетов, возникающие в ходе использования платежных систем, во всех случаях определяются исключительно условиями предлагаемых для заключения договоров (соглашений), которые содержат: а) определение и/или описание средства платежа, используемого в расчетах (то есть определение "электронных денег"), б) порядок осуществления электронных расчетов, в) объем взаимных прав и обязанностей участников расчетов. Подключение к системам, как правило, осуществляется на основании двух видов договоров, отличающихся по своим условиям, - для потребителей или для продавцов (поставщиков) товаров и услуг.

YandexMoney

Условия предоставления услуг, опубликованные на сайте YandexMoney, представляют собой агентский договор, по которому Оператор и его региональный представитель являются агентами пользователя и третьих лиц в сделках, осуществляемых пользователем посредством системы YandexMoney. Распределение прав и обязанностей Оператора и пользователя полностью соответствует нормам гражданского законодательства об агентском договоре (глава 52 ГК РФ), а Условия содержат все необходимые признаки агентского договора, необходимые для его заключения путем акцепта публичной оферты (статья 1005 ГК РФ).

Данные Условия определяют "электронные деньги" как "электронный эквивалент денежных средств" (ЭЭДС), отражаемый в виде персональной учетной записи в базе данных системы. ЭЭДС формируется за счет авансового платежа, осуществляемого пользователем на расчетный счет Оператора. Данная конструкция отношений полностью согласуется с правилами пункта 2 статьи 975 ГК РФ и статьи 1011 ГК РФ, предусматривающими возможность предоставления агенту средств, необходимых для выполнения агентского поручения от имени и за счет пользователя (принципала).

Предусмотренная договором возможность одностороннего расторжения в любое время является характерным условием агентского договора. Кроме того, в отличие от прочих платежных систем данный договор содержит достаточно подробный порядок урегулирования денежных взаимоотношений в случае его досрочного и/или одностороннего расторжения.

Установленный Условиями предоставления услуг порядок осуществления учета ЭЭДС и осуществления расчетных операций в значительной степени схож с процедурой осуществления банковских платежей. Очевидно, в этой связи Условия содержат специальную оговорку о том, что Оператор "не является кредитной организацией и не осуществляет банковские операции".

WebMoney

Правила подключения и условия пользования платежной системой не содержат единого определения средства платежа. В Соглашении они определены как "подарочные (товарные) сертификаты". То есть после перечисления денег на счет оператора пользователь получает некие виртуальные "подарочные сертификаты" определенного номинала, эквивалентного установленной денежной единице (рубль, доллар, евро или гривна), позволяющие обменивать их как полностью, так и частично (!) на товары (услуги), представленные в этой платежной системе.

В финансовых отношениях понятие "сертификат" имеет несколько значений:

- удостоверение расчетной палаты, на основании которого регулируется задолженность банка - члена палаты;

- заемное финансовое обязательство государственных органов; выпускается обычно небольшими купюрами, размещается среди мелких и средних держателей (например, сберегательные сертификаты в Великобритании и других странах);

- письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита.

По смыслу юридического содержания термина "сертификат", приведенного в статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - это документ, удостоверяющий что-либо в соответствии с определенными правилами, нормами или критериями.

Следовательно, "сертификат" WM таковым не является. "Подарочный" позволяет предположить, что этот "сертификат" или удостоверяет сделку дарения между пользователем и оператором платежной системы, или будет использоваться для совершения таких сделок. Как следует из представленных на официальном сайте сведений, Оператором платежной системы является юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ в организационно-правовой форме, предназначенной для предпринимательской деятельности, то есть - коммерческая организация.

Таким образом, любые сделки дарения между коммерческими организациями под юрисдикцией РФ в данном случае будут подпадать под действие статей 572 - 582 ГК РФ, которые содержат прямой запрет на совершение таких сделок (статья 575 ГК РФ). В таком случае приобретение "подарочных сертификатов" коммерческой организацией, а также прочие сделки с их использованием могут рассматриваться как ничтожные.

"Электронные чеки на предъявителя" (ЭЧП)

В пакете соглашений с пользователем присутствует также Соглашение об использовании чеков в электронной форме, в котором определяются "электронные чеки на предъявителя" (ЭЧП). В соответствии со статьей 877 ГК РФ "чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю". Закон устанавливает, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (статья 142 ГК РФ). Форма чека устанавливается банковскими правилами и должна в обязательном порядке предусматривать наличие обязательных реквизитов (статья 878 ГК РФ). Упомянутое соглашение об использовании ЭЧП не содержит указаний на обязательные реквизиты ЭЧП, а обязательства по оплате ЭЧП возлагаются на чекодателя. Данное условие прямо противоречит части второй статьи 877 ГК РФ, которая устанавливает, что "в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков".

Соответственно "электронные чеки на предъявителя" по своему правовому содержанию не являются чеками по российскому законодательству, следовательно, права и обязанности участников расчетов с использованием ЭЧП не подлежат защите приведенными нормами ГК РФ.

По смыслу норм российского гражданского законодательства имущественные права представляют собой комплекс урегулированных законом отношений между субъектом прав (гражданин, организация или государство) и объектом этих прав (имущество). Закон предусматривает, что имущественные права могут быть самостоятельным объектом гражданского оборота (статья 128 ГК РФ), однако не могут существовать вне объекта, в отношении которого такие права реализуются (см., например, статьи 66, 142, 294, 336 и т. д.).

Неопределенность юридического содержания средств платежа, используемых в расчетах между пользователями системы WM, исключает возможность однозначно квалифицировать возникающие при этом правоотношения, а равно юридический характер договора (соглашения), заключаемого с системой WM, как при подключении, так и при расчетах.

MoneyMail

Правила подключения и использования платежной системы ММ содержатся в договоре, поименованном на официальном сайте как "Публичная оферта на использование платежной системы MoneyMail". Данный документ предлагается к заключению всем потенциальным пользователям (клиентам) и содержит все существенные условия, позволяющие квалифицировать его как договор возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ).

В качестве средства платежа, используемого при расчетах в системе MoneyMail, договором установлены "деньги" - "денежное выражение обязательств Оператора перед пользователем, определяющее объем прав требования Клиента к Системе в рамках настоящего договора". Следуя установленному Конституцией РФ императиву, устанавливающему рубль как единственную законную денежную единицу в РФ (статья 75), в данном случае, очевидно, подразумевается рублевое "выражение обязательств Оператора перед пользователем".

Однако приведенное определение средств платежа содержит явное логическое противоречие, которое заключается в следующем. Согласно преамбуле указанного договора под платежной "системой" понимается "электронный регистр учета возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязательств сторон по настоящему договору и иным агентским договорам". В соответствии с правилами главы 21 ГК РФ право требования является составной частью гражданско-правового обязательства (праву требования противопоставляется обязанность исполнения), субъектом которого могут быть только участники гражданского оборота. Очевидно, что система учета определенного рода сведений не является субъектом гражданских правоотношений, а следовательно, в отношении системы не могут быть установлены какие-либо обязанности или права, включая права требования.

Предметом Публичной оферты являются отношения по приему авансовых платежей Оператором Системы с целью последующей оплаты полученными денежными средствами в рублях РФ товаров и/или услуг, приобретаемых Пользователем, и фиксирования на учетном счете в электронном регистре учета возникновения, изменения или прекращения взаимных прав и обязательств сторон по настоящему договору. Соответственно в предмет Публичной оферты не входит оказание банковских услуг по переводам денежных средств физических лиц или по ведению их банковских счетов, которые требуют лицензирования по законодательству РФ.

В данной Публичной оферте прямо указано, что это предложение о заключении договора путем акцепта оферты с помощью совершения конклюдентных действий (ст. 437 ГК РФ). Поскольку действия пользователя по перечислению денежных средств являются началом исполнения условий договора, предусматривающего прием от пользователя авансовых платежей (п. 1 Публичной оферты), указанные действия являются надлежащим акцептом согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ.

Приведенное в Публичной оферте определение платежной системы MoneyМail в совокупности с используемым порядком осуществления платежей по существу представляет собой электронную клиринговую систему расчетов. В настоящее время законодательно урегулирована и подлежит обязательному лицензированию клиринговая деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (статьи 6 и 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"), а также клиринговая деятельность в сфере межбанковских расчетов (Временное положение о порядке выдачи лицензии клиринговым учреждениям, утв. ЦБ РФ 10.02.93).

Правовое регулирование отсутствует

Резюмируя основные черты рассмотренных платежных систем, следует со всей очевидностью признать, что данная деятельность обладает всеми признаками банковской или клиринговой, однако нормативно-правовое регулирование в настоящее время отсутствует, что привело к "самодеятельности" в данной сфере.

Очевидно, что наиболее оптимальным для правового определения статуса электронных денег представляется принятие нормативных актов, устанавливающих порядок проведения электронных платежей, субъектов, имеющих право эмиссии электронной стоимости, правовое закрепление этих механизмов, права и обязанности участников этого рынка, гарантии защиты их прав, причем можно предусмотреть возможность одновременно как соблюдения анонимности платежей, так и возможности доказывания производства платежа.

Соглашаясь с автором в вопросе о недостаточной урегулированности электронных расчетов, нельзя не обратить внимания также и на тот факт, что их применение не нашло отражения в судебной практике, где уже сейчас можно прогнозировать большое количество проблем, в первую очередь в области доказывания.

Название документа