О ведении ЕГРЮЛ и ЕГРИП и предоставлении сведений из них; о предложении по созданию автоматизированной системы ведения ЕГРЮЛ, предусматривающей оценку уникальности наименований юрлиц

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2014 г. N 03-01-11/8431

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Ведение Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) осуществляется ФНС России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) на основании единых технических и методологических принципов, методов и форм. Указанные реестры структурированы, их обновление происходит в соответствии с регламентирующими документами в автоматизированном режиме, при этом сведения из документов, поступающих на бумажном носителе, вводятся в систему однократно.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ в рамках реализации принципа "одного окна" содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях передаются в органы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации) для постановки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на учет в качестве страхователей, а также в органы государственной статистики. Сведения из указанных реестров предоставляются также органам, определенным Правительством Российской Федерации.

ЕГРЮЛ и ЕГРИП являются базовыми информационными ресурсами, используемыми при оказании государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день ФНС России является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания государственных услуг, и задействована в качестве поставщика данных при оказании более 220 государственных услуг 51 федеральному ведомству. Взаимодействие с вышеуказанными органами осуществляется исключительно в электронном виде.

Начиная с 2010 г. ФНС России проводится работа по созданию новой информационной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище. Развертывание новой информационной системы выполняется с применением самых современных технологий (Exadata и Teradata). В настоящий момент программное обеспечения нового поколения АИС "Налог-3" находится в опытной эксплуатации, и его поэтапное внедрение в промышленную эксплуатацию планируется начать во второй половине 2014 г.

Открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с 2004 г. размещаются на сайте ФНС России в онлайн-сервисе "Проверь себя и контрагента".

За 2013 г. к онлайн-сервису "Проверь себя и контрагента" выполнено 584 699 616 запросов, что составляет свыше 1,5 млн запросов ежедневно.

Вместе с тем юридическим лицам открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, могут быть предоставлены за плату в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 31.03.2009 N ММ-7-6/148@ (зарегистрирован Минюстом России 11 июня 2009 г., регистрационный номер 14081), с использованием веб-технологии путем установления доступа в сети Интернет к сайту ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые сведения ЕГРЮЛ.

В 2013 г. услугой получения доступа к открытым и общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде за плату в соответствии с названным Приказом ФНС России воспользовались 1249 юридических лиц и 14 физических лиц. Аналогичные сведения были предоставлены органам государственной власти бесплатно на основании соответствующих соглашений по 29 811 запросам.

Учитывая изложенное, сведения о недостатках информационной системы ФНС России в части ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, изложенные в обращении, не соответствуют действительности.

Одновременно по вопросу создания автоматизированной системы управления ЕГРЮЛ, предусматривающей функции по оценке уникальности наименований юридических лиц, сообщается следующее.

Согласно пп. "ж" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.

Требования к наименованию юридического лица установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. ст. 54 и 1473) и законами об отдельных видах юридических лиц.

Наряду с требованиями к наименованию юридического лица указанными законами закреплено исключительное право юридического лица на использование его наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.

Исключительное право на наименование юридического лица охраняется законом. При этом участие регистрирующего органа в отношениях, связанных с защитой указанного права при его нарушении, законом не предусмотрено.

Соответственно, при осуществлении государственной регистрации юридического лица проверка уникальности наименования юридического лица не проводится.

В связи с этим основания для создания автоматизированной системы ведения ЕГРЮЛ, предусматривающей функции по оценке уникальности наименований юридических лиц, отсутствуют.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

27.02.2014