РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Ф.П. ВАСИЛЬЕВА АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (РОСЖЕЛДОРА)

А.Н. МИРОНОВ -------------------------------- <*> Васильев Ф.П. Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора): Учебное пособие. Чебоксары: Новое время, 2011. 628 с. <**> Mironov A.N. Review of the teaching F.P. Vasil'ev "Administrative regulations of the Federal agency of rail transport". Миронов Анатолий Николаевич, доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент. Коренные социально-экономические преобразования в России, произошедшие за последнее десятилетие, в значительной мере затронули сферу управленческой деятельности. Активное претворение в жизнь принципов рыночной экономики и децентрализация государственной власти насущно потребовали приведения форм и методов административной деятельности государства в соответствие с новыми условиями. В ходе административных преобразований, которые произошли за последние годы, появились нормативные правовые акты под названием "административный регламент". Как подчеркивает А.Ф. Ноздрачев, "в ходе административной реформы осознана необходимость резкого усиления законодательного регулирования административных процедур - порядка осуществления органами исполнительной власти действий в целях реализации их компетенции. Первоочередной признана необходимость разработки административных регламентов" <1>. -------------------------------- <1> См.: Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: законодательный контекст // Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. М.: Институт государства и права РАН, 2006. N 2. С. 22. Появление нового термина сразу обратило на себя внимание ученых, которые начали исследовать новый феномен, появившийся в административно-правовой среде. В этой связи неслучаен вывод К.В. Давыдова о том, что "институт административных регламентов федеральных органов исполнительной власти можно отнести к числу новейших и весьма интенсивно развивающихся явлений административно-правовой реальности" <2>. -------------------------------- <2> См.: Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории. М., 2010. С. 13. На данном фоне заметный вклад в развитие теории административных регламентов вложен рецензируемым учебным пособием. В нем автор не только анализирует действующие административные регламенты и приказы, регулирующие деятельность должностных лиц федерального агентства железнодорожного транспорта, но и определяет место и роль регламента в административном процессе. Особенно актуальным в свете последних событий, произошедших как в нашей стране, так и в зарубежных странах, является рассмотрение вопросов регламентирования безопасности на объектах железнодорожного транспорта: общих требований обеспечения безопасности, субъектов обеспечения безопасности и применяемых ими мерах, совершенствования обеспечения безопасности в рамках требований Президента России. Как отмечается автором, регламентирование деятельности всех уровней субъектов управления должно быть направлено на: недопущение и ликвидацию бюрократизма со стороны органов власти и их уполномоченных должностных лиц; недопущение коррумпированности в системе государственного управления; способствование совершенствованию административно-управленческой деятельности на местах; преобразование принципов уважения и охраны прав и свобод человека в России; обеспечение повышения стандартов жизни граждан в России, присутствие справедливости и заботливого отношения к ним; совершенствование деятельности субъектов управления в области оказания государственных услуг юридическим и физическим лицам. В работе автором проводится анализ регламентирования деятельности федерального агентства железнодорожного транспорта и предлагаются конкретные меры по выполнению положений плана по реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. <3>, а также Транспортной стратегии в Российской Федерации <4>. -------------------------------- <3> Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р "О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" (вместе с "Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года") // СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. II). Ст. 3537. <4> Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5977. Следует отметить, что для раскрытия содержания автором удачно определен план учебного пособия: опираясь на теоретико-правовые основы административного регламентирования, Ф.П. Васильев переходит непосредственно к анализу регламентирования деятельности федерального агентства железнодорожного транспорта. Автором обстоятельно обосновано значение принимаемых административных регламентов тем, что они способствуют: во-первых, повышению качества процесса хозяйственного управления в России; во-вторых, дальнейшему совершенствованию нормотворческой деятельности субъектов, обладающих правом издания тех или иных нормативных правовых актов; в-третьих, внесению изменений и дополнений в действующие административные регламенты; в-четвертых, повышению доверия населения к власти; в-пятых, развитию профессионализма должностных лиц государственных органов и т.д. Раздел второй, содержащий 19 глав, включает в себя вопросы от правового положения федерального агентства железнодорожного транспорта до рассмотрения отдельных видов функций и услуг, выполняемых и предоставляемых данным агентством. Выбранная структура работы вполне способствует более легкому и в то же время обстоятельному восприятию содержания данного исследования. Необходимо отметить, что уважаемый автор решил поставленную перед собой задачу с помощью верно подобранной методологии исследования. Рецензируемую работу отличает глубокое понимание автором исследуемой темы, основательное изучение нормативных правовых актов, критическое осмысление отдельных положений ведомственного регулирования существующих проблем. Характер и уровень исследуемых проблем отличает глубина проработки материала. Фундаментальность выводам по работе придает предварительная работа, проделанная автором (опубликовано более 60 работ по административному регламентированию деятельности различных субъектов управления). При изложении пособия автором берутся во внимание требования, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, а также предъявляемые высшими должностными лицами государства относительно выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. В процессе работы над регламентом учтены элементы, которые важны как для государственного органа в процессе исполнения государственных функций, возложенных Президентом или Правительством России, ФКЗ или федеральными законами, так и для государственного служащего - должностного лица, обладающего обязанностью выполнения государственной функции или оказания государственной услуги любому лицу. Содержание учебного пособия указывает на серьезный и творческий подход автора к его написанию и изложению многих вопросов. Практическая значимость учебного пособия состоит в том, что содержащийся в нем материал предоставляет идеальную возможность познать современное состояние административного регламентирования деятельности федерального агентства железнодорожного транспорта, российского административного и административно-процессуального права и соответствующего законодательства, а также положения о государственном управлении в сфере железнодорожного транспорта. Хорошее знание автором современной системы государственного управления, действующего административного законодательства и практики его применения, а также современной научной и учебной литературы делает учебное пособие "Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора)", подготовленное Ф.П. Васильевым, интересным и полезным не только для студентов, но и, в первую очередь, для должностных лиц Минтранса России, Федерального агентства железнодорожного транспорта и ОАО "РЖД", которые исполняют свои обязанности по выполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг. ------------------------------------------------------------------