Об установлении и порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 мая 2011 г. N Д06-2345

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В свою очередь, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.

Следует отметить, что указанной статьей определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.

Дополнительно сообщаем, что Типовые требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 (далее - Требования), который вступит в силу после его государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В настоящее время Требования проходят процедуру государственной регистрации.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

Кроме того, п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не установлено возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в заявительном порядке (за исключением подачи соответствующего заявления в комиссию).

Таким образом, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.

Рассмотрение возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости путем, отличным от внесудебного и судебного оспаривания, о чем указывалось в Письме от 25.01.2011 N Д06-428, по мнению Департамента, целесообразно только после закрепления на законодательном уровне механизмов, направленных на недопущение злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц в манипулировании процедурами пересмотра кадастровой стоимости, а также проведения анализа применения на практике этих механизмов.

Частично указанное закреплено Федеральным законом от 28.12.2010 N 431-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым устанавливается порядок проведения экспертизы отчетов об оценке, требования к экспертам, солидарная ответственность саморегулируемых организаций оценщиков (далее - СРО оценщиков).

Однако в указанных целях также необходимо установить дополнительную административную ответственность оценщиков и должностных лиц СРО оценщиков, что предусмотрено принятым в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектом федерального закона N 126184-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Кроме того, необходимо провести анализ работы комиссий.

С учетом изложенного в настоящее время рассмотрение вопроса о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости путем, отличным от рассмотрения споров в судебном порядке или в комиссии, по мнению Департамента, представляется преждевременным.

Врио директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

03.05.2011