Орган местного самоуправления (заказчик) в конкурсной документации при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на поставку и дальнейшее обслуживание товаров для муниципальных нужд (компьютерной техники) указал два критерия оценки заявок - цена контракта и квалификация участников конкурса. Однако при проведении оценки заявок также использовался не предусмотренный конкурсной документацией критерий - расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов). Правомерно ли это? Если нет, могут ли члены конкурсной комиссии, применившие подобный критерий при оценке заявок, быть привлечены к административной ответственности?
Ответ: Действия комиссии в рассматриваемом случае неправомерны. Члены конкурсной комиссии заказчика, применившие при оценке заявок критерий оценки, не предусмотренный конкурсной документацией, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке вправе установить в том числе такие критерии, как:
- цена контракта (обязательный критерий);
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 6 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), использование критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов.
На основании ч. 4 ст. 32 Федерального закона N 44-ФЗ в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 13 Правил также предусмотрено, что не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Согласно ч. 4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье следует, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, действия комиссии в рассматриваемом случае неправомерны. Члены конкурсной комиссии заказчика, применившие при оценке заявок критерий оценки, не предусмотренный конкурсной документацией, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
27.02.2014